Экономика Экономика

Альтернатива России — холод: Запад заставит Молдову мерзнуть зимой

Провал переговоров по заключению нового контракта на поставку российского газа в Молдову накануне наступления зимнего периода поставил правительство страны в крайне сложную ситуацию. В конце октября, когда уже пора начинать отопительный сезон, ни у кого в стране, включая высшее руководство, нет полной определенности, будет ли заключен контракт на поставку газа, кто и по какой цене будет поставлять газ в Молдову и будут ли в принципе осуществляться эти поставки. Молдова и ее внутренние потребители стали заложниками антироссийской политики Майи Санду, правящей партии PAS и их кураторов на Западе, потому что реальных и полноценных альтернатив российскому газу и заключению прямого контракта с «Газпромом» не существует.

В чем причины возникновения такой критической ситуации? Срок контракта на поставку природного газа между «Газпромом» и АО «Молдовагаз», в котором российскому газовому гиганту принадлежит 51% акций, истек 1 октября нынешнего года. При этом молдавская сторона не предприняла никаких действий для того, чтобы заранее провести необходимые переговоры и согласования для заключения нового контракта.

В результате с 1 октября Молдова стала получать газ не по цене истекшего контракта, а в несколько раз дороже, по привязке к спотовым ценам на биржевом рынке.

Но даже и после этого правительство, сформированное проевропейской партией PAS, не занялось вплотную этим чрезвычайно важным для страны вопросом.

Аналогичную позицию наблюдателя заняла и глава государства Майя Санду, которая заявила

, что этот вопрос находится в компетенции АО «Молдовагаз».

Для сравнения отношения других глав государств и правительств, можно привести примеры президента Сербии Александра Вучича или премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, которые лично занимались вопросами заключения контрактов на поставку газа. Также и предыдущий президент Молдовы Игорь Додон лично занимался подобными вопросами в период своего пребывания на высшем государственном посту.

Однако после антироссийских демаршей Майи Санду в виде участия в «Ассоциативном трио» и «Крымской платформе» для нее складывается не самая благоприятная ситуация, чтобы обращаться к России с какими-либо просьбами.

Также необходимо принимать во внимание то, что западными кураторами нынешней власти в Молдове определен четкий курс на максимально возможный разрыв связей с Россией по всем направлениям, в том числе и в энергетическом плане.

То, что подобная политика обернется для населения Молдовы лишениями и еще большим обнищанием, никого особенно не волнует. Главная цель заключается в максимальной привязке Молдовы по всем направлениям к западным структурам.

Однако прежде всего для этого необходимо ответить на вопрос — а существует ли в Молдове альтернатива российскому газу

?

После провала переговоров по заключению нового контракта, которые все-таки провели в Москве, а точнее, провалили вице-премьеры Спыну и Кульминский, ситуация в энергетическом секторе обострилась до предела. Хотя условия, которые были выдвинуты российской стороной, нельзя назвать суровыми.

«Газпром» предложил молдавской стороне погасить задолженность за уже поставленный газ в размере 433 миллионов долларов, а с учетом просрочки в проведении платежей общая сумма долга составляет 709 миллионов долларов. При этом «Газпром» давал Молдове три года (!) на погашение этого долга и скидку в 25% от действующих на данный момент биржевых цен.

Однако молдавская сторона заявила, что этот долг она не признает, а получать газ хочет по цене в два раза ниже, потому что… у Молдовы нет денег!

Крайне интересный нюанс заключается в том, что эта задолженность образовалась в период 2011–2015 годов, когда в правительство Молдовы входила нынешний президент Майя Санду, а ее заместителями на посту министра образования, который она занимала, были нынешний спикер парламента Игорь Гросу и нынешний премьер-министр Наталья Гаврилица.

Официальный представитель российской газовой компании Куприянов заявил, что «Газпром» готов продлить контракт на поставку газа в Республику Молдова после полного погашения долга, в противном случае Россия может прекратить поставки природного газа с 1 декабря.

Проевропейская власть Молдовы проявила несравнимо более высокую активность для решения газовой проблемы в другом направлении — западном. Официальные лица Молдовы в своих контактах по поиску газа добрались до Австрии, Польши и Болгарии. Впрочем, ряд обозревателей высказал мнение, что проблема с поставкой газа стала скорее поводом для зарубежных поездок, и эти контакты ни к чему не привели.

Гораздо больше конкретики поступило из сопредельных с Молдовой стран — Румынии и Украины.

По словам президента Румынской товарной биржи Габриэля Пуриче, структура, которой он руководит, может помочь в диверсификации источников поставок. Он заявил, что в Европейском союзе уже есть несколько компаний, желающих поставлять природный газ в Республику Молдова. В то же время Пуриче признал, что деятельность на рынке в Республике Молдова будет проблемой для Румынской товарной биржи. 

Другая проблема состоит в том, что поставки газа из Румынии ограничены пропускной способностью газопровода Яссы — Унгены.

Газопровод может пропускать до 6,5 миллиона кубических метров газа в день, однако для того чтобы удовлетворять потребности населения и хозяйствующих субъектов с обоих берегов Днестра в зимнее время, пропускная способность газопровода должна быть почти в два раза выше — 11,5 миллиона кубометров в сутки.

Судя по всему, этот газопровод изначально проектировался без учета потребностей левого берега Днестра.

Еще одно предложение поступило с соседней Украины. Украинские власти решили бесплатно помочь Молдове газом, но с условием возврата.

Молдове планируется поставлять газ на определенный период не за деньги, а с условием, что Кишинев позже его вернет. Первоначальное предложение соседей составляло 1 миллиард кубометров.

Однако позже оказалось, что Украина может предложить Молдове только 105 миллионов кубометров природного газа.

 «Обещанного миллиарда нет», — заявил председатель внешнеполитической комиссии Верховной рады Украины Андрей Герус, мотивируя это тем, что Украина сама находится в энергетическом кризисе, и во многих областях страны наблюдается дефицит природного газа.

В сложившейся ситуации правительство Молдовы продолжает рассчитывать на выход из кризиса. Премьер-министр Гаврилица заявила, что «в Республике Молдова будет природный газ, вопрос только в том, по какой цене».

В пятницу парламент ввел в стране чрезвычайное положение.

Одним из первых решений Чрезвычайной комиссии стало выделение государственной компании Energocom 1,7 миллиарда леев (примерно 97 миллионов долларов). Решение принято властями в целях закупки природного газа из альтернативных источников.

Подразумевается, что в условиях ЧП для покрытия нехватки природного газа Energocom запросит предложения у потенциальных поставщиков ресурса и через определенную процедуру выберет победителей на базе технических, экономических и финансовых критериев. В ближайшие сроки должен быть заключен договор на поставки газа с возможностью его дальнейшего продления.

То, что подобные меры предпринимаются в обход АО «Молдовагаз», вызывает справедливые подозрения в том, что за счет государственных средств осуществляется теневая схема закупки газа.

Понятно, что договориться с традиционным и, главное, основным и первичным поставщиком газа выгоднее, чем искать газ через цепочку посредников. А если все упирается в задолженность за газ, то этими 1,7 миллиарда леев можно закрыть значительную часть долга, договорившись на этом основании о списании пени, и даже получить скидку в 25% к цене рынка. Это самые очевидные и напрашивающиеся с экономической точки зрения шаги.

При этом изначальное российское происхождение планируемого к закупке газа не вызывает сомнения. Но происходит необъяснимое, и, видимо, оно лежит вне экономической логики.

На этот момент осталась, возможно, последняя возможность достичь договоренности с «Газпромом», о которой заявил в понедельник вице-премьер Спыну.

В среду, 27 октября, должна пройти его встреча с главой «Газпрома» Алексеем Миллером. По словам молдавского вице-премьера, он потребует провести тщательный аудит газовых контрактов, начиная с 1994 года. Предлагаемая «Газпромом» цена на газ для Молдовы составляет около 600 долларов за тысячу кубометров. И она значительно выше той цены, которая фигурирует в контракте для Венгрии, не говоря уже о Беларуси.

В понедельник вечером правительство объявило о том, что тендер на закупку природного газа, объявленный молдавским поставщиком Energocom, выиграла польская нефтегазовая компания PGNiG. Согласно контракту с поляками, стоимость одной тысячи кубометров природного газа — около 1200 долларов США, всего будет поставлено 5 миллионов кубометров.

Скорее всего, эта сделка призвана продемонстрировать России, что Молдова способна найти альтернативу российскому газу и будет использована в качестве аргумента на переговорах с главой «Газпрома».

Однако необходимо понимать, что, во-первых, 5 миллионов кубометров газа — это ничтожно малое количество даже для такой страны, как Молдова; во-вторых, этот газ еще не поступил в страну и неизвестно, когда и как попадет; ну и, в-третьих, самое главное: его цена в два раза выше, чем предлагаемая «Газпромом».

Поэтому Россия ничего не потеряет, если Молдове придется переплачивать вдвое за российский газ, оставляя половину полякам.

Читайте также
25 октября 2021
Молдавско-российские переговоры о новом контракте на поставку российского газа закончились неприлично громким провалом. Молдавская делегация, потребовавшая от «Газпрома» цену на газ в половину его рыночной стоимости, не получила ничего.
25 октября 2021
Цена украинского газа для Молдовы будет выше, чем предложенная «Газпромом», поэтому соглашение с «Нафтогазом» является «путем в никуда».
26 октября 2021
Глава Еврокомиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен заявила, что Европейский союз готов помочь Молдове решить проблему газового кризиса.
23 октября 2021
Сложная ситуация с поставками газа в Молдову сложилась по вине властей республики, которые не хотят признавать свой долг за топливо перед Россией. Об этом заявил официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов.