Экономика Экономика

Литва готовится к распродаже железной дороги

В январе-сентябре объемы грузовых железнодорожных перевозок в Литве упали на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом заявляет LTG Infra

— дочерняя компания «Литовской железной дороги» (ЛЖД). Ранее она объявила о приостановке строительных работ на участке Плунге — Шатейкяй, стоимость которых оценивалась в 56,5 миллиона евро. Если в декабре Литва прекратит перевалку продукции «Беларуськалия», она наверняка возьмет на вооружение еще одну «передовую» латвийскую практику — продавать с молотка железнодорожное имущество.

LTG Infra — одна из «дочек» ЛЖД, которая управляет железнодорожной инфраструктурой Литвы. Пандемия коронавируса не заставила ее отказаться от инвестиционной активности: на проекты ремонта и модернизации в 2020-м году она потратила вдвое больше, чем в 2019-м. Но по мере восстановления мировой экономики LTG Infra, напротив, вынуждена переходить в режим жесткой экономии.

Свежие данные компании свидетельствуют, что грузооборот железной дороги Литвы в сентябре составил 2,53 миллиарда тонно-километров. Это на 10% меньше, чем годом ранее (2,8 миллиарда тонно-километров). По итогам трех кварталов зафиксировано падение грузовых перевозок на 8%.

За несколько дней до появления этой информации LTG Infra приостановила проект реконструкции участка основной железнодорожной линии на западе страны (Плунге — Шатейкяй).

«Геополитическая ситуация из-за санкций ЕС и США для Беларуси вынуждает нас пересмотреть инвестиционную отдачу некоторых проектов», — заявил глава компании Каролис Санковскис.

Принимая это решение, он наверняка ознакомился с предварительной статистикой грузовых железнодорожных перевозок в Литве. И понял, что LTG Infra (как и другие дочерние структуры ЛЖД) ждут непростые времена.

Грузов уже стало меньше, а ведь экономические санкции против режима Лукашенко еще толком не начали действовать.

Главный удар ждет Литву в декабре, когда истечет срок действия генеральной лицензии Минфина США на сворачивание сделок с участием «Беларуськалия» (и компаний, в которых он владеет не менее 50% акций). Если перевалка белорусских удобрений

через Клайпедский порт остановится, то нынешние объемы грузооборота господину Санковскису покажутся просто гигантскими.

Любопытно, что данные LTG Infra выбиваются из общего потока сообщений о состоянии транзитной отрасли Литвы. Грузоперевозчик LTG Cargo отчитался, что в январе-июне перевез 24 миллиона тонн — всего на 1% меньше, чем годом ранее (24,3 миллиона тонн). Консолидированная выручка «Литовской железной дороги» за тот же период снизилась на 0,4%, а пассажирская LTG Link даже увеличила перевозки на 2%.

«Все компании группы переживают период неопределенности — как из-за геополитической напряженности в отношениях с Беларусью, так и из-за последствий пандемии коронавируса. Однако наши компании демонстрируют стойкость и способность адаптироваться, мы смогли сохранить объемы грузоперевозок, несмотря на перебои в транспортировке азотных удобрений или нефти из Беларуси. Это положительный знак», — заявил гендиректор «Литовской железной дороги» Мантас Бартушка.

Его слова дополняет новость о том, что объемы перевалки грузов в Клайпедском порту по итогам первых семи месяцев этого года сократились на 1,6%. Падение совсем небольшое.

Можно только догадываться, почему LTG Infra, измерив падение грузооборота в тонно-километрах, нарисовало такую печальную картину (минус 8%).

Отдельного внимания заслуживает информация о крупнейших инвестициях компании в сентябре: реконструкция железных дорог, программы шумоподавления и строительство магистрали Rail Baltica.

То есть на фоне существенного спада грузовых перевозок LTG Infra продолжает вкладывать деньги в проект, который не сулит Литве никакой финансовой отдачи.

По крайней мере, транзитные грузы по новой ветке не пойдут — на это никто и не рассчитывает.

Ведь транзит через Прибалтику традиционно идет с востока на запад (или в обратном направлении, но никак не по маршруту Хельсинки — Таллин — Рига — Вильнюс — Варшава).

Перспективы создания железнодорожной ветки Rail Baltica разглядела разве что экономист компании INVL Asset Management Индре Гените-Пикчене. Но она призвала готовиться к тому, что в Каунасе нужно слаженно перегружать грузы с европейской колеи на более широкую российскую — только тогда их можно доставить в Клайпеду. О каких грузах идет речь? Кто собирается транспортировать их по Rail Baltica? На эти вопросы Гените-Пикчене почему-то не ответила.

Литовским железнодорожникам остается тешить себя мыслью о том, что у соседей дела обстоят еще хуже.

Объемы грузов, перевезенных «Латвийской железной дорогой», в январе-сентябре 2021 года сократились на 11,8%. Перевалка в портах Латвии за тот же период упала на 9%, а столичная морская гавань потеряла 13% грузов. Спад наблюдается почти по всем позициям, кроме древесины, зерна и металлолома. В 2018 году Рига обработала более 11 миллионов тонн угля, за девять месяцев этого года — менее 300 тысяч тонн.

Дошло до того, что управление Рижского свободного порта решило сдать в аренду с правом застройки участок на острове Русский. Информация об этом появилась в официальном правительственном издании Latvijas Vēstnesis. За пристань с прилегающей территорией в 6 035 квадратных метров руководство порта планирует выручить как минимум 303 тысячи евро.

Земельный участок площадью 20,5 гектара потенциальному арендатору обойдется еще дороже — начальная цена объекта зафиксирована на уровне 444,7 тысячи евро. В обоих случаях победителя определит аукцион, но вряд ли торги привлекут большое количество инвесторов.

По сути, Рижский порт пошел по проторенной дорожке: «Латвийская железная дорога» уже давно распродает на аукционах свое имущество. С молотка уходят самые разные лоты — от дизельных локомотивов до тракторов и советских мотоциклов.

Если Литва откажется от перевалки продукции «Беларуськалия», то этот опыт ей тоже пригодится.

Железнодорожники обеих Прибалтийских республик действуют одинаково: отказываются от инвестиционных проектов, ищут новых грузоотправителей на Украине, стремятся конкурировать с автомобильным транспортом. Возможно, скоро будут проводить совместные аукционы. Это ли не проявление «балтийского единства»?

Читайте также
19 октября 2021
В январе-сентябре Литва импортировала белорусских товаров почти на 800 миллионов евро, то есть на 50% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Как ни парадоксально, но оживить белорусско-литовскую торговлю помогли… санкции против режима Лукашенко. Именно они способствуют росту импорта в ЕС продукции, которая скоро может стать запрещенной.
7 октября 2021
По мнению Вильнюса Литва может извлечь выгоду из запуска транспортно-логистического центра «Восток — Запад» в Калининградской области. Предвосхищая серьезный транзитный кризис, транспортные компании Литвы уповают не на собственные силы, а на внешние факторы, среди которых находят место даже «агрессивному соседу» — России.
13 октября 2021
В Литве приостанавливается проект реконструкции участка основой железнодорожной линии на западе страны стоимостью 56,5 миллиона евро. Пересмотреть свои планы Вильнюсу пришлось из-за санкций против Беларуси, которые совсем скоро могут спровоцировать в прибалтийской республике транзитный кризис.
28 сентября 2021
Запуск в эксплуатацию железной дороги Rail Baltica опять отодвинут — на сей раз до 2030 года. Весь смысл реализации крупнейшего инфраструктурного проекта Евросоюза в Прибалтике сводится к тому, чтобы «пилить» и в прямом смысле слова закапывать в землю деньги из бюджета ЕС.