Это единственный выход: в Латвии признали необходимость запустить «Северный поток — 2»
Алексей Ильяшевич
Ввод в эксплуатацию «Северного потока — 2» — это единственный способ стабилизировать ситуацию на газовом рынке Европы. Такое заявление сделал бывший премьер-министр Латвии, председатель правления компании Latvijas Gaze Айгарс Калвитис. Латышские националисты получили еще один повод обвинять его в отстаивании интересов России, но никаких внятных контраргументов они привести не смогут. Борьба Прибалтики с «Северным потоком — 2» лишена смысла, а от запуска газопровода Литва, Латвия и Эстония получат конкретную выгоду.
«Не могу комментировать трудности, почему он [трубопровод] еще не открылся. Но я пока вижу только один эффективный инструмент, как могла бы произойти стабилизация рынка — чтобы "Северный поток — 2" начал функционировать», — заявил Айгарс Калвитис в беседе с корреспондентом ТАСС.
По мнению главы Latvijas Gaze, рекордное удорожание газа в Европе обусловлено несколькими причинами. Среди них — высокий спрос на углеводороды в Азии, куда устремились все поставщики СПГ, и массовое закрытие угольных электростанций в Европе.
Об ответственности России Калвитис ничего не говорит.
На первый взгляд его заявление может показаться сенсационным. Latvijas Gaze — крупнейший торговец природным газом в Латвии. В стране, которая отчаянно противилась запуску «Северного потока — 2», называла его геополитическим оружием Путина, выступала за сохранение украинского транзита и так далее.
Но по факту ничего необычного не произошло.
Во-первых, поставщики газа в Латвии не обязаны солидаризоваться с позицией официальной Риги.
Во-вторых, Айгарс Калвитис имеет репутацию человека, который выступает за конструктивное сотрудничество с Россией в сфере энергетики.
Латышские националисты считают его откровенным «агентом Кремля».
Вот лишь одно из его резонансных заявлений: «Латвия ни разу не была в ситуации, когда нас шантажировали бы газом. Ни разу! Одно дело, когда есть какой-то спор о ценах, другое — шантаж. Это разные вещи. О ценах мы всегда можем спорить. Извините за пример: если платье стоит 100 евро или 50, мы можем спорить об этом в магазине. Но другое дело, когда говорят, что ты платье не получишь, если не сделаешь это и это. Такого никогда не было, поймите».
На дворе, между прочим, стоял 2015 год. Всего несколько месяцев назад закончилась горячая фаза войны в Донбассе, в Европе прочно вошли в моду басни об «энергетическом оружии» Кремля. А новый председатель правления Latvijas Gaze оправдывает «Газпром».
На вопрос о том, кто в прибалтийской республике отстаивает интересы Москвы, депутат Сейма от Нацобъединения Янис Домбрава сходу называет имя Калвитиса. Дескать, он повинен в заключении невыгодного пограничного договора с Россией и занимает должности, финансируемые «страной-агрессором».
Очевидно, речь идет о той самой должности председателя правления Latvijas Gaze.
Это может показаться странным, но крупнейшим акционером компании, которая доминирует на энергетическом рынке Латвии, остается российский «Газпром».
Через нее российская монополия снабжает голубым топливом конечных потребителей в Прибалтике. Председателем совета Latvijas Gaze является Кирилл Селезнев — одна из ключевых фигур в газовой иерархии России (в некоторых аспектах даже вторая после Алексея Миллера).
Возглавляемая Калвитисом компания — настоящая «пятая колонна», которую воздвигли у самого основания латвийской экономики. По крайней мере, так это видят в секте свидетелей «российской агрессии».
Видят, но предпочитают лишний раз не вспоминать, что 34% акций Latvijas Gaze — больше, чем у кого-либо — принадлежат «Газпрому».
Разве это не угроза «энергетической безопасности» Латвии? Угроза — скажут представители правящих партий, если их припереть к стенке.
Правда, есть один маленький нюанс: эта «угроза» сдерживает стремительный рост цен на газ в прибалтийской республике.
Latvijas Gaze получает продукцию «Газпрома» по долгосрочному (и, как оказалось, спасительному) договору.
Калвитис отмечает, что свои контрактные обязательства российская монополия выполняет четко. Латвия в срок получает все законтрактованные объемы газа и рассчитывает на спокойное прохождение отопительного сезона.
«Я бы не поднимал панику, потому что, например, Latvijas gāze обеспечила поставки газа перед зимним периодом, и Инчукалнское газохранилище заполнено не менее чем на 80%. Если зима будет очень холодной, то этот резерв может начать иссякать в конце февраля — начале марта», — утверждает Калвитис.
Более актуальной ему видится проблема высоких цен на газ.
При пессимистичном сценарии промышленные предприятия будут останавливаться, жители не смогут расплатиться за обогрев своих домов.
Главу Latvijas gāze можно клеймить позором за поддержку «Северного потока — 2», но с его логикой трудно не согласиться. Сам факт запуска нового экспортного трубопровода в Европу окажет успокаивающий эффект на мировые энергетические рынки.
Точно так же, как после рабочего совещания Владимира Путина по вопросам энергетики. Именно это мероприятие заставило цены на газ «откатиться» от пугающей отметки в 2000 долларов за тысячу кубов.
Поставки по «Северному потоку — 2» остро необходимы Европе, а не России.
«Газпром» еще подумает, нужно ли ему удовлетворять растущие запросы своих западных партнеров. Или лучше сделать так, чтобы цены на «голубое топливо» не падали до конца отопительного сезона? Такую возможность России предоставила сама Европа.
Как ни парадоксально, но слова Калвитиса могут повторить даже в Киеве. В одном из недавних телеэфиров политолог Руслан Бортник заявил, что украинские чиновники на самом деле тоже ждут запуска «Северного потока — 2». С ненавистной путинской трубой связаны их надежды на стабилизацию газового рынка.
Но если Украине обходные трубопроводы в Европу угрожают потерей транзита, то у властей Литвы, Латвии и Эстонии вообще не осталось аргументов против «Северного потока — 2». Американцы дали добро на его запуск — рано или поздно он все равно будет введен в эксплуатацию. Тогда какой смысл оттягивать этот момент?
От запуска «Северного потока — 2» в Прибалтике выиграют и промышленность, и домохозяйства. Причем «выигрыш» будет исчисляться конкретными суммами, которые сэкономит каждый потребитель.
Руководители Литвы, Латвии и Эстонии это прекрасно понимают. На публику они по-прежнему будут критиковать «Северный поток — 2», но потом облегченно выдохнут, когда газопровод наконец-то заработает.