Санкции не страшны: дешевый российский газ спасает «Беларуськалий»
Алексей Ильяшевич
Химическая промышленность стала первой жертвой рекордного удорожания газа в Европе. Поставщики удобрений вынуждены закрывать целые заводы — себестоимость их продукции не покрывает издержек производства. Однако эти проблемы обходят стороной «Беларуськалий», который обеспечен поставками дешевого российского газа. Даже находясь под санкциями США и ЕС, флагман белорусской экономики может рассчитывать на рост экспорта и завоевание новых рынков сбыта.
Беларусь — единственная страна в регионе, которую обходит стороной бушующий в Европе топливный кризис. Пока остальные партнеры «Газпрома» добивались (и в итоге добились) более значительной привязки своих контрактов к спотовым ценам, президент Беларуси Александр Лукашенко договорился с российским коллегой Владимиром Путиным о поставках голубого топлива по фиксированному тарифу — 128,5 доллара за тысячу кубометров.
Значение этого контракта для белорусских потребителей сегодня трудно переоценить. И речь идет не только о домохозяйствах.
Одним из главных источников наполнения бюджета Беларуси является экспорт энергоемкой химической продукции.
«Согласно данным Белстата за 2020 год, на первом месте стоят удобрения — калийные, азотные, минеральные смешанные. Они составляют около 10% от всего стоимостного объема экспорта страны. Из них примерно 8,3% занимают именно калийные удобрения», — отмечает
Не случайно белорусский химпром стал объектом западных санкций против режима Лукашенко. После инцидента с экстренной посадкой самолета Ryanair в аэропорту Минска ограничения против «Беларуськалия» ввели и США, и Евросоюз.
Но даже в этих условиях предприятие чувствует себя гораздо комфортнее, чем многие другие производители удобрений.
Химическая промышленность первой ощущает на себе рекордное удорожание газа. Bloomberg пишет, что цены на некоторые питательные вещества достигли рекордного уровня со времен мирового финансового кризиса. «Поскольку цены на удобрения продолжают расти, фермеры будут либо сокращать нормы внесения, либо полностью отказываться от удобрений в надежде на снижение цен в будущем, либо сокращать производство других сельскохозяйственных продуктов, чтобы покрыть ожидаемые большие расходы», — прогнозирует аналитик компании Green Markets Алексис Максвелл.
Того же мнения придерживается директор Польского экономического института Петр Арак: «Подорожание удобрений повлечет за собой подорожание сельскохозяйственной продукции, в итоге возрастут расходы всех домохозяйств в Европе. Мы столкнемся не только с ростом цен на электроэнергию и перебоями в ее поставках, но и с таким повышением цен на продукты питания, какого не бывало несколько десятилетий».
Целый ряд заводов уже пострадал из-за непомерно высоких цен на газ. В сентябре британская CF Industries «заморозила» свои мощности в Биллингеме и в Инсе (а это примерно 1,5 миллиона тонн удобрений в год). Норвежская Yara и немецкий концерн BASF уменьшают выпуск аммиака, закрывается Одесский припортовый завод (ОПЗ). Сокращает производство литовский завод азотных удобрений Achema.
«Achema внимательно взвешивает возможности дальнейшей деятельности и корректирует производственную корзинку своих продуктов. Из-за сложившихся в настоящее время непростых условий на рынке было принято решение после завершения планового ремонта временно не запускать один из аммиачных цехов», — заявили в компании.
Беларусь эти проблемы обходят стороной. Ее химпром получает конкурентное преимущество в виде дешевого российского газа, который останется дешевым и в 2022 году (Москва и Минск уже договорились о продлении действующего контракта).
Стоимость удобрений, напротив, растет. В ближайшие несколько месяцев руководство «Беларуськалия» наверняка попытается воспользоваться этой ситуацией и заполучить новые рынки сбыта — те, на которых раньше хозяйничали западные компании.
«Следует учитывать, что традиционно потребление белорусских удобрений происходит не в Европе. Белорусские предприятия и европейские производители удобрений конкурировали за внешние рынки (Южной Америки, Азии). Теперь на рынках третьих стран конкуренция для белорусских предприятий существенно сокращается, так как себестоимость производства у европейцев выше», — поясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков.
В этом контексте особый интерес для Беларуси представляет Китай. Национальная комиссия по развитию и реформам КНР намерена ограничить экспорт фосфорных удобрений, чтобы укрепить собственную продовольственную безопасность. Она же требует от национальных компаний уделять приоритетное внимание поставкам сырья и энергии отечественным производителям удобрений.
Самое время белорусским чиновникам прощупать почву: не нуждается ли Поднебесная в дополнительных объемах калия? Можно ли оперативно организовать эти поставки?
Выступая в сентябре на саммите ООН по продовольственным системам, министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей припугнул мир последствиями «бездумного санкционного давления». По его словам, отсутствие на мировом рынке белорусских калийных удобрений приведет к значительному снижению урожайности в сельском хозяйстве.
Глава белорусского МИД, конечно, утрирует: «Беларуськалий» не рискует потерять своих основных клиентов, поскольку они не обязаны выполнять директивы США.
Некоторые из них, конечно, могут опасаться эффекта вторичных санкций.
В Литве уже заявили о прекращении транзита белорусских удобрений через Клайпедский порт.
Это должно произойти в декабре, когда истечет лицензия Минфина США на сворачивание сделок с участием «Беларуськалия». Формально санкции Вашингтона распространяются только на U.S. persons (американских лиц), но литовцы от греха подальше решили следовать рекомендациям своих заокеанских кураторов.
Сделают ли то же самое импортеры удобрений из Индии, Китая, Бразилии? Вопрос риторический: цена отказа от сотрудничества с «Беларуськалием» для них непомерно высока. Особенно сейчас.
Газовый кризис 2021 года должен пойти на пользу российско-белорусским отношениям.
Минск в очередной раз убедился: непростое, но конструктивное сотрудничество с «Газпромом» куда выгоднее, чем любые возможные альтернативы. Тому же «Беларуськалию» оно позволяет с уверенностью смотреть в будущее даже в условиях санкционного давления Запада. Соседней Украине, напротив, не нужны никакие санкции, чтобы остановить работу Одесского припортового завода — достаточно «энергетической независимости» от России.