Уголь ушел в Китай: предприятия в Европе закрываются без российского топлива
Алексей Ильяшевич
Энергетический кризис в Европе набирает обороты: немецкие электростанции останавливают работу из-за нехватки угля. Дефицит ископаемого топлива Германия рассчитывает устранить за счет поставок из России, но за них Старому Свету придется конкурировать с Китаем. По иронии судьбы, в последние годы сами европейцы делали все возможное, чтобы угольная промышленность России переориентировалась на Азиатско-Тихоокеанской регион.
«Мы столкнулись с двумя препятствиями. Во-первых, сейчас высокий спрос на сам уголь, а во-вторых, велик спрос на транспортировку на баржах. А поскольку в Бергкамене отсутствует железнодорожное сообщение, здесь нет логистических альтернатив», — рассказал Дэниел Мюленфельд, представитель немецкой компании Steag, которая недавно приостановила работу
С 1 октября остановлены на техническое обслуживание еще три электростанции в Германии. Все они исчерпали запасы угля. По словам Мюленфельда, это не конкретная проблема Steag — целая угольная генерация страны оказалась в подвешенном состоянии.
Ситуация могла бы показаться комичной, если бы не была столь печальной. К самому «грязному» источнику топлива Европа начала возвращаться из-за непомерно высоких цен
Но произошло то, чего и следовало ожидать: уголь сильно прибавил в цене. Такого дисбаланса между спросом и предложением Европа не помнит с начала нулевых.
«Стоимость энергетического угля калорийностью 6000 ккал/кг в Северо-Западной Европе за прошедшую неделю выросла на 16,5%, до 232,2 доллара за тонну (cif Амстердам — Роттердам — Антверпен), достигнув самого высокого уровня как минимум за последние двадцать лет. Цена на топливо превысила примерно на 6% предыдущий рекорд, установленный в 2008 году», — пишет международное ценовое агентство Argus.
Даже в этих условиях Европа судорожно ищет возможности восполнить свои энергетические резервы. Источники ТАСС сообщают, что европейские потребители запросили увеличение поставок энергетического угля из России. Но за этот ценный товар им придется конкурировать с другим импортером — Китаем.
Поднебесная не хуже Европы знает, что такое проблемы в сфере энергетики. Две трети китайских провинций испытывают проблемы с поставками электричества бытовым и промышленным потребителям. Крупнейшие нефтехимические предприятия останавливают работу. Запасы угля в стране — на рекордно низком уровне.
О причинах этого кризиса стоит говорить отдельно. Отчасти КНР, как и Европа, пожинает плоды своей амбициозной климатической политики. Масла в огонь подливает тот факт, что в прошлом году Китай по политическим мотивам отказался от импорта австралийского угля.
Отмена этого запрета для Пекина равносильна потере лица. Особенно после создания антикитайского военного альянса AUKUS, в который вошли США, Великобритания и Австралия.
Если верить агентству Argus, сейчас импортный уголь стоит в Европе на 14% дороже, чем в Азии. Но это наверняка временное явление. Китайский совет по электроэнергетике недавно заявил, что Пекин намерен увеличить импорт угля «любой ценой». Для Поднебесной это не самый актуальный вопрос. Важно другое: есть ли у России техническая возможность резко нарастить отгрузку ископаемого топлива в восточном направлении?
Гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов полагает, что для Европы у Москвы найдутся лишние 10–15 миллионов тонн угля до конца отопительного периода. Железная дорога и порты к этому готовы
С другой стороны, на рост экспорта угля в западном направлении российские угольщики явно не рассчитывали.
Европа объявила их продукцию главным врагом всего прогрессивного человечества. Уголь – самый «грязный» источник энергии и первая жертва «зеленой сделки» ЕС
Итоги 2020 года наглядно продемонстрировали новые тренды. Объем добычи угля в России упал на 9% и составил 402 миллиона тонн, экспорт снизился с 221 до 208 миллионов тонн. «Причем он снизился в направлении атлантических стран, которые заявили о декарбонизации, отказе от угольных станций и снижении потребления угля. Но в то же время вырос в направлении стран АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона — прим. RuBaltic.Ru) примерно на 10%», — сообщал министр энергетики РФ Николай Шульгинов на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике.
В том же выступлении он посетовал на ограниченную пропускную способность Байкало-Амурской магистрали (БАМа) и Транссиба. Рост поставок угля в Азию невозможен без развития транспортной инфраструктуры России.
Но на решение этой задачи уйдут годы, а дополнительные объемы угля Китаю нужны уже сейчас.
Любопытно, что существенный рост добычи угля в РФ на 2021 год не планировался. Россия вообще не собиралась отгружать рекордные объемы топлива ни на Восток, ни на Запад. С газом — та же история: Европа почему-то видит в «Газпроме» бездонный колодец, из которого можно черпать без остановки. Хотя у российской монополии, возможно, просто нет излишков продукции для удовлетворения растущих потребностей клиентов.
В любом случае, Европа сделала все возможное, чтобы российские угольщики переориентировались на Китай. Этот процесс далек от завершения, но он идет, стимулируемый первыми лицами государства.
«В АТР есть и дополнительная потребность, которую могли бы покрыть российские компании. И важно не упустить этот момент: гибко используя логистические возможности нашей транспортной системы, нарастить экспортный потенциал отечественной угольной промышленности. А это, подчеркну, означает новые рабочие места, рост доходов людей, занятых в этой отрасли и транспортном комплексе России», — заявил в марте этого года Владимир Путин.
С Китаем работать проще: он зачастую предлагает более выгодные цены, он готов заключать долгосрочные контракты, он не политизирует торгово-экономические отношения с РФ. В Китае нет Еврокомиссии, которая на ровном месте принимает дискриминационные директивы. Китай не ведет сумасбродную борьбу за «энергетическую независимость» от России.
Самое забавное, что даже изобилие импортного угля не поможет Европе преодолеть энергетический кризис.
Она уже пустила под нож большое количество электростанций, которые работали на этом виде топлива. Этой зимой европейцы рискуют почувствовать первые необратимые последствия «зеленого перехода».