Запасы газа в Инчукалнском подземном хранилище — крупнейшем на территории Прибалтики — могут иссякнуть в самый разгар отопительного сезона. Об этом заявляют представители латвийского оператора газотранспортной системы AS Conexus Baltic Grid. Если зима будет холодной, Прибалтике наверняка придется искать альтернативные источники энергии, причем все реальные варианты так или иначе будут связаны с «агрессивным соседом» — Россией.
Инчукалнское хранилище можно назвать одним из символов «энергетической независимости» Прибалтики. Треть его акций после распада СССР получил «Газпром», который не жалел денег на содержание своего имущества за рубежом. Но в прошлом году российского монополиста все-таки отодвинули от управления латвийской ГТС во исполнение требований Третьего энергопакета ЕС.
Долю «Газпрома» выкупила компания Augstsprieguma tīkls. Она же приобрела акции Uniper и Itera Latvija, установив контроль над Conexus Baltic Grid — независимым оператором газотранспортной системы Латвии.
Таким образом, было выполнено ключевое условие его сертификации, которое сформулировала латвийская Комиссия по регулированию общественных услуг (КРОУ): «Газпром» не должен прямо или косвенно контролировать деятельность Conexus.
Российская сторона спорить не стала. Напротив, она воспользовалась возможностью получить хорошие деньги. Сумма сделки составила 77 миллионов долларов — Uniper и Itera Latvija свои акции продали дешевле.
«Это не известия для рынка и потребителей, но это имеет важное психологическое значение для правительства. Потому что все соседи, конечно, спрашивают: "Что у вас там происходит? У вас там такой важный элемент, и там дивиденды напрямую от компании получает "Газпром"?», — заявлял специалист по вопросам энергетики Юрис Озолиньш.
Теперь «Газпром» ничего не получает и ничего не вкладывает в Инчукалнское газохранилище. Но кому от этого стало легче?
Первая же зима после признания Conexus независимым оператором газотранспортной системы Латвии может стать для компании серьезным испытанием.
Запасы голубого топлива в Инчукалнсе могут исчерпаться к январю следующего года. В самый разгар отопительного сезона.
С аналогичной проблемой Прибалтика уже сталкивалась в 2018 году. Но тогда проблемы возникли не из-за недостатка природного газа, а из-за недостаточного давления в хранилище. Да и зима порадовала Прибалтику относительно мягкой погодой.
«Открытие газового рынка в Латвии было ориентировано не на надежность поставки, а на мистическую предпосылку, что упадут цены. Такой была политическая установка, которой была пожертвована надежность поставки газа. Если бы прошлой зимой температура продержалась ниже минус 20 градусов на 2–3 дня дольше, в Латвии начался бы энергетический кризис», — признавался председатель правления Latvijas gaze Айгарс Калвитис.
Предвестником очередного потенциального кризиса стали аномальные морозы в январе-марте этого года.
Участники рынка принялись активно отбирать газ из Инчукалнского хранилища. Чрезвычайно большие потоки, к примеру, пошли из Латвии в соседнюю Литву: 2,4 ТВтч всего за три месяца. Это исторический рекорд.
Из отопительного сезона 2020–2021 годов Инчукалнское газохранилище вышло изрядно истощенным. А затем начались проблемы с его наполнением: дефицит СПГ, поставщики которого ринулись в Азию, отказ «Газпрома» бронировать дополнительные мощности украинской ГТС, повышенный спрос на электроэнергию из-за сильной жары и так далее.
Цены на газ к лету не только не упали, но и поползли вверх. Председатель правления Conexus Улдис Барисс с тревогой отмечал, что энергорынок в этом году очень нестабилен.
В Литве потребление газа осталось на уровне 2020 года, но его транспортировка в другие страны сократилась.
В Латвию с января по июнь было передано 0,6 ТВтч — на 78% меньше, чем годом ранее. Генеральный директор литовской Amber Grid Нямунас Бикнюс находил этому логичное объяснение: «Холодные зимы
В итоге к новому отопительному сезону Инчукалнское газохранилище подошло не в лучшей форме.
Conexus опасается, что трейдеры опустошат его до января 2022 года — останутся только скудные стратегическое резервы, предусмотренные правилами правительства о порядке снабжения потребителей и продаже газа в период энергетического кризиса и государственной угрозы.
По словам руководителя отдела корпоративной стратегии компании Яниса Эйсакса, закачивать газ в подземки сейчас невыгодно — трейдеры стараются его продавать, пользуясь благоприятной ценовой конъюнктурой.
«Каждый лишний мегаватт-час, закупленный торговцами и хранящийся в Инчукалнсе, потенциально грозит потерей €30 весной следующего года. (…) Допустим, что эта зима будет похожа на прошлую. Учитывая большой ценовой риск, может быть и ситуация, что Инчукалнс опустеет до января», — предупреждает Эйсакс.
В этих условиях Прибалтике придется спешно искать альтернативные источники энергии.
Самый простой вариант — нарастить импорт электричества. Латвия прошлой зимой так и сделала: в январе она импортировала из России 473,4 ГВтч электроэнергии (это в 2,5 раза больше, чем месяцем ранее).
Однако свободным перетокам электричества по энергокольцу БРЭЛЛ мешает литовский системный оператор Litgrid, который 15 сентября в одностороннем порядке ограничил максимальную пропускную способность ЛЭП на границе с Беларусью. Так Вильнюс намерен «бойкотировать» Белорусскую атомную электростанцию (БелАЭС).
В Латвии действия Litgrid назвали технически необоснованными и пообещали подать жалобу в Еврокомиссию.
Обеспокоенность латышей можно понять: на носу старт тяжелейшего отопительного сезона.
Если погода не будет благоприятствовать Прибалтике, без больших объемов импортного электричества ей не обойтись.
Поэтому очередной «приступ» блокады БелАЭС у Литвы случился не вовремя. Возможно, через три-четыре месяца ей снова придется капитулировать перед белорусским «атомным монстром».
А весной все начнется сначала.