Первый пошел: Венгрия договорилась с Россией о поставках газа в обход Украины
Алексей Ильяшевич
Венгрия заключила с Россией долгосрочный контракт на поставки газа в обход Украины: отныне она будет получать голубое топливо через Сербию и Австрию. Новость об этом вызвала настоящую истерику Киева, который просит Еврокомиссию оценить российско-венгерские договоренности на предмет соответствия законодательству ЕС. Примеру Будапешта могут последовать и другие партнеры «Газпрома»: зачем мучиться с украинским транзитом, если можно договориться о поставках топлива по обходным «потокам»?
27 сентября Владимиру Зеленскому стоило бы объявить общенациональный траур по украинской газотранспортной системе (ГТС). В этот день «Газпром» и венгерская энергетическая компания MVM подписали долгосрочный контракт по поставкам российского газа.
Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто назвал момент подписания соглашения историческим. В течение 15 лет его страна ежегодно будет получать 4,5 миллиарда кубометров голубого топлива, из них 3,5 миллиарда — через Сербию, еще один миллиард — через Австрию.
То есть Венгрия внедряет новую систему газоснабжения с использованием обходных российских трубопроводов. Сербия будет транзитировать топливо, которое она получает по «Турецкому потоку». Австрия — одна из тех стран, которые безапелляционно поддерживают запуск «Северного потока — 2».
Крупнейшая австрийская нефтегазовая компании OMV намерена отказаться от украинского транзита.
«В соответствии с законом об энергетике компания OMV обязана отвечать за стабильные поставки газа в Австрию. В данной связи я хотел бы спросить: можно ли сказать клиентам, что транзитный маршрут, поставки по которому прерывались уже два раза (маршрут через Украину — прим. RuBaltic.Ru), является "транзитной концепцией будущего"? Ответ компании OMV — диверсификация маршрутов импорта газа, а именно — мы меняем Украину как страну транзита на Германию», — заявлял глава OMV Райнер Зееле.
Сегодня объемы украинского транзита составляют примерно 40 миллиардов кубометров в год (такие условия прописаны в действующем договоре между «Газпромом» и «Нафтогазом»). Более 10% этого потока у Киева отнимет соглашение о поставках российского газа в Венгрию. Разумеется, отнимет не сейчас — до 2024 года Россия будет добросовестно выполнять свои контрактные обязательства.
Компания «Оператор ГТС Украины» (ОГТСУ) ожидает значительного сокращения или даже полной остановки транзита газа в Венгрию.
В этом заявлении ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков увидел намек на то, что Киев угрожает нарушить свои контрактные обязательства. Но ОГТСУ, вероятно, описывает другую перспективу: сама Россия якобы может окончательно перекрыть поставки газа в Венгрию по старому украинскому маршруту. В таком случае все законтрактованные Будапештом объемы будут экспортироваться по обходным трубам.
Стоит учитывать, что за 2020 год венгры импортировали 8,6 миллиарда кубометров российского газа. Даже после начала поставок через Сербию и Австрию остается примерно 4 миллиарда кубов, которые будет транзитировать Украина.
Если эти объемы иссякнут, у Незалежной начнутся проблемы не только с наполнением государственного бюджета и функционированием «Нафтогаза».
Дело в том, что сами украинские потребители получают российский газ по схеме виртуального реверса, в котором участвуют польские, венгерские и словацкие фирмы-«прокладки». Проще говоря, российский газ просто отбирается из транзитной трубы, а по документам его проводят как топливо из Европы. Но если Венгрия физически не будет импортировать продукцию «Газпрома» через Украину, то выполнять роль посредника она больше не сможет.
Это объясняет, почему Киев так яростно борется за сохранение транзита «вонючего» российского газа.
Не будет транзита — не будет возможности обеспечивать газом свое собственное население и остатки промышленности.
Вместо применения «мутных» реверсных схем придется искать реальную альтернативу «Газпрому».
Заключение российско-венгерского соглашения вызвало настоящую истерику Зе-команды. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что Будапешт получит «безжалостный» ответ: «Мы имеем страну, Венгрию, которая является членом ЕС и членом НАТО, при этом она имеет особые отношения с Россией и нанесла удар по украинско-венгерским отношениям, исключив украинский газопровод из схемы поставки газа из России. Это удар, и мы будем отвечать на него соответственно, потому что здесь не должно быть никакой жалости и никакого сочувствия».
Первый шаг уже сделан: Киев отменил заседание совместной межправительственной украинско-венгерской комиссии по вопросам экономического сотрудничества (хотя Кулеба утверждает, что его отменили еще до подписания контракта между «Газпромом» и MVM). Параллельно МИД планирует обратиться в Еврокомиссию «для предоставления оценки соответствия нового венгерско-российского газового соглашения европейскому законодательству в области энергетики».
Перспективы этой жалобы, мягко говоря, туманны. Чем может нарушать европейское законодательство обыкновенный коммерческий контракт между хозяйствующими субъектами? Две компании договорились о поставках газа по новому маршруту.
Ни один закон, ни одна директива, ни одно постановление не обязывают их замыкаться на украинском транзите.
Для разъяснения этой позиции МИД Венгрии вызвал украинского посла. «Действия правительства Украины, направленные против этого соглашения через Еврокомиссию, крайне возмутительны. (…) Украина не имеет никакого отношения к тому, с кем мы договариваемся», — заявил Петер Сийярто.
Очевидно, Зеленский живет в иллюзорной реальности, где каждый член ЕС и НАТО поддерживает транзитные амбиции его страны. При желании Венгрия могла бы настаивать на сохранении поставок российского газа по старому маршруту.
Но Киев сам это желание и отбил, когда проигнорировал возмущение венгров по поводу так называемого закона о тотальной украинизации.
Запрещая национальным меньшинствам получать образование и услуги на родном языке, Незалежная всегда подчеркивала, что это вопрос ее внутренней политики — ни Венгрия, ни Россия, ни любая другая страна не должны вмешиваться. После заключения исторического соглашения с «Газпромом» Будапешт говорит ровно то же самое: Украина не должна совать свой нос в энергетику независимого соседнего государства.
Значение российско-венгерского контракта Киеву еще предстоит осознать.
Своим примером MVM может вдохновить остальную Европу: зачем мучиться с украинским транзитом, если можно договориться об импорте газа по обходным трубопроводам? Это проще, надежнее и, вероятно, дешевле.
Любопытно, что даже в нынешней ситуации Украина воздерживается от критики «Турецкого потока». Вероятно, не хочет нарываться на конфликт с Эрдоганом, которого в Киеве рассматривают как союзника по крымскому вопросу. Но почему в борьбе со второй ниткой «Северного потока» Зеленский и его предшественник прозевали не менее серьезную угрозу с юга?
На этот и другие неприятные вопросы украинским властям в итоге придется отвечать.