Польша получила возможность заблокировать «Северный поток — 2»
Алексей Ильяшевич
Польская нефтегазовая компания PGNiG и ее дочерняя структура PGNiG Supply & Trading GmbH будут участвовать в сертификации оператора газопровода «Северный поток — 2». Такое право ей предоставило Федеральное сетевое агентство Германии. Пока неясно, какая роль в этом процессе отведена Варшаве, но она не скрывает, что будет всеми силами тормозить реализацию проекта.
Поучаствовать в сертификации оператора «Северного потока — 2» поляки решили в начале августа. К тому моменту президент США Джозеф Байден и канцлер Германии Ангела Меркель уже заключили «предательское» соглашение о судьбе газопровода, и его запуск казался делом времени. Но Варшава решила ухватиться за последнюю призрачную возможность заблокировать проект.
«PGNiG и PGNiG Supply & Trading подали заявку на включение в процедуру сертификации оператора газопровода "Северный поток — 2". От исхода разбирательства зависит, получит ли владелец газопровода привилегированное положение на европейском газовом рынке», — заявили в пресс-службе польского нефтегазового концерна.
По вопросу второй нитки «Северного потока» Германия и Польша занимают диаметрально противоположные позиции. Тем удивительнее, что сетевое агентство ФРГ все же одобрило заявку PGNiG.
Теперь поляки получат юридические рычаги для противодействия Nord Stream 2 AG.
В идеале они попытаются найти механизмы, которые вообще заблокируют эксплуатацию трубопровода, но едва ли это получится. Задача-минимум — помешать «Газпрому» и его немецким партнерам обойти нормы обновленной Газовой директивы ЕС, которая искусственно ограничивает пропускную способность «Северного потока — 2».
«В процессе сертификации мы будем стремиться к тому, чтобы владелец "Северного потока — 2" не смог избежать применения требований разделения анбандлинга, доступа третьих сторон и прозрачных тарифов, которые учитывают стоимость всего трубопровода. Мы будем последовательно доказывать, что Nord Stream 2 AG не соответствует по форме и существу требованиям к оператору трубопровода, в частности тем, что касаются безопасности поставок и корпоративной структуры компании», — заявил глава PGNiG Павел Маевский.
Зачем Германия решила удовлетворить польские амбиции? Простого и логичного ответа на этот вопрос нет. Возможно, участие PGNiG в сертификации «Северного потока — 2» рассматривается Берлином как «предохранитель» от судебных исков со стороны Варшавы. Польша уже угрожала использовать этот инструмент, если «путинская труба» будет освобождена от норм Третьего энергопакета.
Оригинальную (пусть и слегка конспирологическую) версию озвучила депутат российской Госдумы Елена Панина: Германия специально подсунула «Газпрому» «троянского коня».
«Минимизировать влияние негативных факторов торговлей газом в ущерб себе Москва не обязана. Но, похоже, ее пытаются подтолкнуть к такому решению. Возможно, Берлин хочет это сделать "польскими руками"? Если так, то он лишь разрушит атмосферу доверия, которая установилась в ходе реализации "Северного потока — 1" и "Северного потока — 2", что плохо отразится на будущих экономических проектах и политическом диалоге между Германией и Россией», — пишет Панина.
Затягивая сертификацию обходного газопровода, немцы будут вынуждать Россию активнее использовать украинскую ГТС.
Эту карту также можно использовать в переговорах о заключении нового транзитного контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом», которые будут проходить при посредничестве Евросоюза.
К такому развитию событий в Германии стремится партия «зеленых». Ее представитель Райнхард Бютикофер на днях призвал не радоваться окончанию строительства «Северного потока — 2», поскольку оператору проекта еще предстоит пройти сертификацию. Сам процесс может занять долгие месяцы, и не факт, что для Nord Stream 2 AG он закончится успешно.
Однако выводы делать пока рано. Нет ответа на главный вопрос: какая роль отведена PGNiG в процессе сертификации Nord Stream 2 AG?
«Участие PGNiG в сертификации означает, что аргументы этой фирмы против Nord Stream 2 AG услышат у германского регулятора. По мнению PGNiG, этот проект — угроза для энергетической безопасности, а компания Nord Stream 2 AG, полностью принадлежащая российскому "Газпрому", не может быть оператором. Если эти аргументы будут выслушаны на каком-либо этапе сертификации, возможно, дойдет до изменения модели управления "Северным потоком — 2" на ту, которая будет соответствовать европейским нормам и будет менее вредна с польской точки зрения», — комментирует
Если следовать его логике, PGNiG не будет иметь права решающего голоса при принятии решения о сертификации «Северного потока — 2». Задача поляков — наблюдать за процессом и консультировать сетевое агентство Германии. К такому же выводу склоняется эксперт российского Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович.
Как бы то ни было, Польша наверняка не упустит возможности затянуть процесс и, соответственно, отложить запуск «Северного потока — 2».
В ход пойдут все возможные бюрократические инструменты, которые PGNiG получает в качестве партнера сетевого агентства ФРГ. На это намекают сами поляки, когда предостерегают Берлин от поспешного запуска газопровода.
«Обе компании (PGNiG SA и PST GmbH — прим. RuBaltic.Ru) подчеркивают, что ввод трубопровода в эксплуатацию до получения окончательного решения о сертификации будет представлять собой нарушение законодательства Германии и ЕС. Работа без окончательного решения о сертификации приведет к дискриминации других энергетических компаний и искажению конкуренции на внутреннем газовом рынке. По этой причине PGNiG SA и PST GmbH оставляют за собой право использовать все законные меры для противодействия такому поведению Nord Stream 2 AG», — говорится в заявлении польского нефтегазового концерна.
Шансы на запуск «Северного потока — 2» до Нового года стремительно тают.
Для «Газпрома», который реализует свою продукцию по «космическим» ценам, это не станет серьезной проблемой. Возможно, с коммерческой точки зрения России даже выгодно подержать новый газопровод сухим.
Проблемы возникнут у самих европейцев, в том числе у поляков. Издание Rzeczpospolita пишет, что граждане Польши испытывают страх перед началом отопительного сезона: «Цены могут вырасти на 100%, и PGNiG выставит соответствующие счета в январе. Это станет шоком для потребителей».
В январе «Северный поток — 2» мог бы устранить дисбаланс между спросом и предложением на газовом рынке Евросоюза. Но сама PGNiG сделает все возможное, чтобы этого не произошло. А виноватой все равно окажется Россия.