«БелАЗ» под ударом: Литва заблокировала белорусский транзит
Алексей Ильяшевич
Во исполнение санкций ЕС литовская таможня не позволила отправить на экспорт через Клайпедский порт партию белорусских грузов. Об этом сообщается на официальном сайте ведомства. Речь идет о 18 контейнерах с частями четырех самосвалов БелАЗ, которые направлялись в Чили. Власти прибалтийской республики дали понять Лукашенко, что ни одна компания из «черного списка» США и ЕС отныне не может рассчитывать на услуги Клайпедского порта — Литва включила для Беларуси максимально жесткий санкционный режим.
«Литовская таможня продолжает применять санкции, введенные Евросоюзом в отношении белорусских компаний — груз акционерного общества "БелАЗ" не разрешили перевозить через Клайпедский морской порт. Белорусская компания пыталась вывезти в Чили 18 контейнеров с частями четырех самосвалов БелАЗ», — такое сообщение 7 сентября появилось на сайте таможни Литовской Республики.
Пока что это единственный источник информации, на который ссылаются СМИ. Ни «БелАЗ», ни представители Клайпедского порта на момент подготовки этого материала ситуацию не прокомментировали. Но и короткое сообщение таможни позволяет сделать определенные выводы.
Судя по всему, перевалка белорусских грузов сорвалась в последний момент, перед самой погрузкой на судно.
Об этом свидетельствует фотография, опубликованная литовскими таможенниками. Фрагмент самосвала запечатлен уже в порту (на заднем фоне видны другие контейнеры). Это значит, что литовские таможенники остановили санкционную продукцию не на границе Литвы и Беларуси.
Почему? Возможно, тут нет никакого злого умысла.
Однако не исключено и то, что многострадальным самосвалам специально позволили доехать до пристани.
На границе, скорее всего, таможня просто не пропустила бы груз — его бы увезли в обратном направлении. А на территории Клайпедского порта все происходит несколько иначе.
Обратимся к тому же официальному сообщению литовской стороны: «В настоящее время проводится расследование и решается вопрос о дальнейшей судьбе груза».
Иными словами, судьба груза под вопросом. Что с ним будет? Сможет ли «БелАЗ» получить его обратно? Эти вопросы повисли в воздухе.
Кроме того, ничего не говорится о примерных сроках расследования. Литовские правоохранители могут тянуть резину неделями и месяцами. Самосвалы тем временем будут пылиться где-то на складах, а партнеры «БелАЗа» вообще-то рассчитывали получить их в конкретный день. Вряд ли им будет интересно, почему груз не прибыл вовремя; они просто зафиксируют, что Беларусь нарушает взятые на себя обязательства.
Вот еще одно любопытное утверждение литовской таможни: «Эти самосвалы, широко используемые в горнодобывающей промышленности, также могут быть адаптированы для других целей».
Для каких других целей, не уточняется.
Но здесь литовцы явно намекают на то, что они задержали «опасный» груз, чуть ли не товар двойного назначения!
Может, в Чили хотят поставить эти самосвалы на баланс армии и применять их для подавления демократических акций протеста? Или там сейчас провашингтонский режим? Тогда — для организации мятежа и свержения законного демократического руководства страны российскими и китайскими марионетками.
В любом случае, Литва впервые задержала конкретные белорусские грузы. Хотя ограничения на «БелАЗ» в рамках четвертого пакета санкций ЕС против режима Лукашенко были наложены еще 21 июня.
Возможно, компания впервые за это время решила воспользоваться услугами Клайпедского порта.
Но более правдоподобным кажется другое предположение: раньше Литва просто закрывала глаза на транзит продукции, которую производят предприятия из «черного списка» ЕС.
В конце концов, каждое государство само решает, как имплементировать европейские санкции. Можно ли заниматься перевалкой тех же «белАЗовских» самосвалов, если они предназначены для какой-то третьей страны?
Законодательные акты самого Евросоюза не дают ответа на этот вопрос. Известно, к примеру, что удобрения «Беларуськалия» по-прежнему обрабатываются в Клайпедском порту. Компания попала под санкции, но ей не запретили осуществлять транзит грузов через территорию стран — членов ЕС (о возможной остановке этого транзита вследствие введения американских санкций стоит говорить отдельно).
Есть и другой пример. В тексте документа об имплементации пятого пакета санкций против режима Лукашенко находим следующие слова: «Запрещено транспортировать нефтепродукты, если они происходят из Беларуси или экспортируются из Беларуси в любую другую страну». То есть в случае с нефтью ЕС почему-то прописал отдельный запрет на транзит.
Литовские таможенники могли бы не препятствовать перевалке продукции «БелАЗа» в Клайпеде — это не является прямым нарушением европейского законодательства.
Но Вильнюс решил включить для Беларуси максимально жесткий санкционный режим.
Произошло это буквально через неделю после того, как Лукашенко предписал устанавливать специальные навигационные пломбы
Представители Литовской национальной ассоциации автоперевозчиков Linava просили правительство Ингриды Шимоните разобраться с этой дискриминацией.
Очевидно, власти республики не придумали ничего лучше, чем воспрепятствовать экспорту продукции «БелАЗа» через Клайпедский порт.
Сам по себе эпизод, конечно, незначительный и не смертельный, но Беларуси стоит сделать определенные выводы. Ни одно предприятие, которое находится под санкциями США и Евросоюза, теперь не может рассчитывать на услуги Клайпедского порта. Даже если оно имеет богатый опыт сотрудничества с литовцами.
Это уже не «звоночек». «Звоночки» звучали раньше.
Это оглушительный гудок, который извещает Беларусь о необходимости уходить в порты Ленинградской области.
Ответ Лукашенко на литовскую дерзость может быть только таким: забрать у Клайпеды как можно больше грузов и сделать это как можно быстрее.
Этот вопрос приобретает особую актуальность в контексте того, что после обвинительного приговора Марии Колесниковой и Максиму Знаку в ЕС заговорили о необходимости ввести против Минска очередной пакет санкций. Одна из возможных мер — прямой запрет на транзит белорусских калийных удобрений и других товаров, которые экспортируются через порты Прибалтики.
Если до сих пор Лукашенко думал, что ворота Клайпедского порта перед ним не закроются, то от этих иллюзий пора избавиться.