После мигрантов — грузовики: Лукашенко нашел новый способ наказать Литву
Алексей Ильяшевич
Международный союз автомобильного транспорта (IRU) просит Беларусь отказаться от использования навигационных пломб. С 30 августа эти приборы должны в обязательном порядке устанавливаться на все коммерческие транспортные средства, которые пересекают литовско-белорусскую границу. Одна пломба обойдется перевозчику в 50 евро, а общие потери компаний, использующих Литву для транзита грузов на Восток, будут исчисляться миллионами евро в год. Многие из них наверняка предпочтут изменить маршрут и въезжать в Беларусь со стороны Польши.
Литовские автоперевозчики одними из первых почувствовали обострение отношений между Минском и Вильнюсом после событий августа прошлого года. Сотрудники погранслужбы Беларуси начали досматривать их фуры куда более тщательно, чем раньше. Каждый час простоя для дальнобойщиков (точнее, для их работодателей) оборачивался убытками.
«Мы располагаем дополнительной проверенной информацией, что досмотр автомобилей активизировался. Ставят под рентгены, дольше проверяют. С правовой точки зрения мы не может выразить претензии. Проверяют, но медленно, как черепахи. Даже те машины, которые едут транзитом, ставят в очередь, говорят, что нет возможности проверить их, нужно подождать», — сетовал президент Литовской национальной ассоциации автоперевозчиков Linava Ромас Аустинскас.
Уже к концу сентября, по словам того же Аустинскаса, ситуация на границе стабилизировалась. После инцидента с экстренной посадкой самолета Ryanair в аэропорту Минска и задержания Романа Протасевича въезд в Беларусь со стороны Литвы снова был затруднен. Очереди стали длиннее, но Linava демонстративно отвергла рекомендации МИД Литвы избегать поездок в соседнюю страну.
Теперь операторы транзитных грузов приняли на себя новый удар: с 30 августа все коммерческие транспортные средства, которые въезжают в Беларусь из Литвы, должны устанавливать специальные навигационные пломбы.
Эти приборы позволяют отслеживать движение грузов. Раньше их цепляли к фурам, которые попадались на нарушении правил транзита (например, сворачивали с установленного маршрута). Но теперь все грузовики при пересечении литовско-белорусской границы должны использовать навигационные пломбы. Исключение сделано лишь для фур, которые следуют транзитом из Калининградской области на территорию «материковой» России.
Система навигационных пломб активно внедряется и в Беларуси, в других странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В прошлом году электронное отслеживание автомобилей рассматривалось как один из способов борьбы с распространением коронавируса.
Кроме того, по словам зампреда Государственного таможенного комитета Беларуси Андрея Большакова, в некоторых случаях пломба позволяет сократить количество мер контроля в пунктах пропуска.
Однако представители Linava уверены, что задача у Лукашенко прямо противоположная — заставить перевозчиков нести дополнительные расходы при пересечении литовско-белорусской границы.
Одна пломба обойдется дальнобойщику в 50 евро. Но это пока.
«Бизнес опасается, что стоимость применения пломб со временем может значительно возрасти. Если сейчас это стоит около 50 евро, к концу года цена может вырасти до 250 евро и более. В случае потери логистической конкурентоспособности не только автотранспорт будет обходить Литву, но и корабли будут отдавать предпочтение портам Польши и Латвии», — заявил генсек Linava Зенонас Буйвидас.
О каких убытках идет речь? На этот вопрос отвечает все тот же господин Буйвидас. По его подсчетам, общие потери перевозчиков, которые отправляют грузы на Восток через Литву, составят порядка 600 тысяч евро в месяц. А к концу года эти потери будут исчисляться миллионами.
Таким образом, операторы транзитных грузов стоят перед выбором. Они могут по-прежнему отправлять фуры на литовско-белорусскую границу и каждый раз платить по 50 евро (это в лучшем случае — если расценки белорусских таможенников не поменяются). Или могут изменить маршрут.
Если та же фура въедет в Беларусь со стороны Польши или Латвии, на нее пломба устанавливаться не будет. «Акция» действует исключительно для Литвы. Можно назвать это своеобразным «налогом на Тихановскую».
Министр транспорта и коммуникаций Литвы Марюс Скуодис ожидает скорой остановки транзита белорусских удобрений. Если его логика верна, уже в декабре и Клайпедский порт, и «Литовская железная дорога» (ЛЖД) откажутся от продукции «Беларуськалия».
Для прибалтийской республики это чревато серьезным транзитным кризисом, который будет усугубляться проблемами в сфере автомобильных перевозок.
Литовцы полагают, что Лукашенко целенаправленно превращает их страну в транспортную «черную дыру». И он точно знает, куда нужно бить!
Дело в том, что сектор автомобильных перевозок в Литве и так переживает непростые времена. За время пандемии более сотни компаний прекратили свою деятельность. А те, которым удалось выжить, присматриваются к соседней Польше. Там большой рынок, там выгоднее вести бизнес, проще нанимать сотрудников, дешевле оформлять лицензию и так далее.
Еще два года назад компания Savesta Consulting подтвердила, что только при ее содействии из Литвы в Польшу перебралось более 60 транспортных компаний. Вероятно, после событий прошлого года этот процесс ускорился.
«С перемещением бизнеса связано и то, что Литва отозвала посла из Беларуси. Поэтому все водители грузовиков из Беларуси трудоустраиваются в компании, расположенные в Польше: это проще и быстрее», — объясняет член правления Savesta Consulting Игнас Волбикас.
Навигационные пломбы от Лукашенко станут еще одним аргументом в пользу того, что автомобильным перевозчикам стоит бежать из Литвы.
За прибалтийскую республику заступился Международный союз автомобильного транспорта (IRU). Он призывает Беларусь отказаться от использования пломб.
«Таким образом искусственно создается дискриминация между различными видами транспорта, что является несправедливостью по отношению к транспортным операторам. Намерение установить навигационные пломбы в Евразийской экономической зоне окажет еще более негативное влияние на торговлю и транспорт в этом регионе, будет иметь негативные последствия для экономики и конкурентоспособности», — заявил генеральный секретарь IRU Умберто де Претто.
Сами перевозчики обращаются к правительству Литвы и просят его посоветоваться с соседями (с Польшей и Латвией), чтобы совместными усилиями урезонить Лукашенко.
Впрочем, тот имеет полное право перенаправить литовцев к Светлане Тихановской.
Пускай попробует заблокировать или изменить постановление правительства Беларуси — зря, что ли, Сейм Литвы наделил ее президентскими полномочиями?