Украина нашла способ оставить «Северный поток — 2» пустым
Алексей Ильяшевич
Украина не намерена прекращать борьбу с «Северным потоком — 2». Об этом заявил глава «Нафтогаза» Юрий Витренко. По его словам, Киев будет добиваться того, чтобы обходной газопровод в Европу не заработал никогда, даже если будет достроен. Но новая стратегия «Нафтогаза» не учитывает одну важную деталь: сама Европа заинтересована в том, чтоб поставки газа по «Северному потоку — 2» начались как можно скорее.
«Как говорится, проиграна битва, но не проиграна война. И наша "война" против "Северного потока — 2" продолжается. К сожалению, это строительство было возобновлено в январе нынешнего года. И, соответственно, опять-таки к сожалению, оно в ближайшее время будет закончено», — признает Юрий Витренко.
Но посыпать голову пеплом он не намерен. У главы «Нафтогаза» созрел новый план борьбы: Украина будет добиваться, чтобы «Северный поток — 2» никогда не заработал. И для этого у нее якобы есть какие-то «рычаги».
«Мы достигнем того, что оператор ГТС "Северный поток — 2" не будет сертифицирован, — обещает Витренко. — Потому что мы сможем доказать, что эта компания контролируется "Газпромом" и Путиным. А европейское законодательство как раз говорит о том, что не может группа лиц или одно лицо контролировать и добычу, и транспортировку газа. И это записано даже в этом совместном заявлении США и Германии. Они говорят, что сделают все для того, чтобы европейское законодательство, в частности Третий энергопакет, было применено и в отношении буквы закона, и в отношении духа закона».
В самом деле, аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что в договоренностях США и Германии по «Северному потоку — 2» содержится весьма неприятный для «Газпрома» пункт: немцы обязуются распространять на газопровод нормы обновленной Газовой директивы ЕС.
Но это не значит, что «Газпрому» (вернее, его дочерней компании Nord Stream 2 AG) будет в принципе запрещено эксплуатировать трубу.
Речь идет об искусственном ограничении пропускной способности «Северного потока — 2». 50% его мощности придется бронировать для неких альтернативных поставщиков, которых, разумеется, в природе не существует. После договоренностей Меркель и Байдена главная интрига заключается в том, сможет ли Германия обойти европейское законодательство и загрузить газопровод на полную мощность. Но даже если не сможет, «Северный поток — 2» пустым не останется.
Вопрос сертификации Nord Stream 2 AG вообще стоит рассматривать отдельно. Сертификат — это документ, который подтверждает надежность и безопасность объекта. С его получением у «Газпрома» действительно возникли трудности. В начале этого года норвежская компания DNV GL прекратила все мероприятия по проверке «Северного потока — 2». Такое решение было принято «в соответствии с санкциями США», которые формально действуют до сих пор. Поэтому открытым остается вопрос: кто будет заниматься сертификацией газопровода?
С другой стороны, вряд ли Вашингтон обложит санкциями структуру, которая выдаст разрешение на эксплуатацию «Северного потока — 2».
Немцы определенно увидят в этом нарушение «джентльменского соглашения» Меркель и Байдена. Сертификация Nord Stream 2 AG — дело времени.
Процесс, конечно, может затянуться. Но сама Европа сегодня заинтересована в том, чтобы поставки по «Северному потоку — 2» начались как можно скорее. На ключевом хабе TTF в Нидерландах спотовые цены на газ установили исторический рекорд — 484 доллара за тысячу кубометров. Отчасти это спровоцировал сам «Газпром», который, выполняя свои контрактные обязательства, не удовлетворяет растущий спрос на голубое топливо в Европе. В частности, не бронирует дополнительные мощности украинской ГТС.
Поставщики СПГ тем временем «штурмуют» Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), где установились самые высокие цены на газ. Европа их не интересует. Может заинтересовать, если европейцы будут готовы выложить 550 долларов за тысячу кубов.
Пока что заполнение ПХГ в Германии, Франции, Австрии и других странах региона перед предстоящим отопительном сезоном зависит от «Газпрома».
И он этим умело пользуется. С одной стороны, максимизирует свою прибыль за счет высоких котировок на европейских хабах, с другой — создает благоприятную конъюнктуру для запуска нового газопровода. Генеральный директор ООО «Газпром экспорт» Елена Бурмистрова прямо говорила: дополнительные заявки от европейских потребителей будут удовлетворены после ввода в эксплуатацию «Северного потока — 2».
В аналитической записке «Оператора ГТС Украины» (ОГТСУ) действия «Газпрома» охарактеризованы как манипуляция рынком газа Европы и злоупотребление монопольным положением. Хотя по факту российской компании предъявить нечего. Ее «монополизм» стал следствием счастливого стечения обстоятельств и функционирования чисто рыночных механизмов, которые позволяют поставщикам СПГ игнорировать потребности Европы.
Первые поставки по «Северному потоку — 2» ожидаются уже в октябре. По оценкам директора по исследованиям Vygon Consulting Марии Беловой, если трубопровод будет работать без ограничений, до конца года по нему можно будет прокачать 7 миллиардов кубометров газа. Это поможет стабилизировать цены на европейских хабах.
Справедливо и обратное: задержки с сертификацией «Северного потока — 2» чреваты для ЕС серьезными трудностями в энергетике.
«Если "Северный поток — 2" не заработает до конца года, Европа недосчитается 33 млрд кубометров необходимого ей российского газа. И чем дальше будет откладываться решение вопроса с запуском и сертификацией оператора "Северного потока — 2", тем большие объемы газа нужны будут Европе зимой.
Поэтому статус "Северного потока — 2" на ближайшие годы должен быть определен и зафиксирован до наступления нового газового года в октябре. "Газпром" же ради игры вдолгую может и пожертвовать экспортным рекордом», — отмечает Белова.
На этом фоне Витренко и компания будут доказывать, что Nord Stream 2 AG вообще нельзя выдавать сертификат (ни до нового года, ни после).
Вероятно, дело дойдет до судебного разбирательства — серьезного по форме, но абсолютно никчемного по содержанию.
Потому что никаких аргументов в пользу отказа от сертификации оператора «Северного потока — 2» у «Нафтогаза» нет. Единственное, чего может добиться Витренко, — это опозорить свою страну.