Война удобрений: чем грозит Украине отказ от продукции «Беларуськалия»
Алексей Ильяшевич
Союз химиков Украины требует у правительства ограничить импорт белорусских удобрений, чтобы поддержать отечественного производителя. Сегодня для этого сложилась подходящая политическая конъюнктура. Но санкции против «Беларуськалия» и «Гродно Азота» станут серьезным ударом для самих украинцев, в частности для сельскохозяйственных производителей, которые прочно «подсели» на качественные и недорогие белорусские удобрения.
До Майдана ведущие позиции на украинском рынке удобрений занимала Россия. Это не устраивало местных производителей. В частности олигарха Дмитрия Фирташа, который владеет на Украине крупнейшими активами в сфере химической промышленности (Ostchem Holding). Его финансово-промышленная группа, пользуясь своим влиянием, пыталась потеснить россиян задолго до Майдана.
Самому Фирташу государственный переворот 2014 года не принес ничего хорошего. Но пока он прозябал в Австрии, новая власть Незалежной осуществила его давнюю мечту. Путем заградительных пошлин и прямых запретов Россию «выдавили» с украинского рынка удобрений. Финальный аккорд прозвучал в мае 2018 года, когда Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) наложил санкции на «Еврохим», «Уралхим», «Акрон» и «Фосагро».
После этого участники рынка столкнулись с «аномалией»: торговать удобрениями с Украиной начали те страны, которые раньше этого не делали (Турция, Польша, Болгария и другие).
«На самом деле, ларчик открывается просто. Осознав несложную одноходовую комбинацию украинских властей, российские производители стали своевременно принимать меры по купированию возможных потерь. В Польше у одного из крупнейших европейских производителей удобрений Grupa Azoty российский "Акрон" выкупил 20%. В Грузии "Рустави Азот" в 2017 году вообще перешел под фактический контроль российской АФК "Система". В Литву Россия резко нарастила экспорт удобрений. При этом, несмотря на наличие своего крупного производителя — Achema, — и власти Литвы, и собственники предприятия к этому отнеслись на удивление спокойно», — писал
Но главным выгодоприобретателем этой истории стала, несомненно, Беларусь. Экспорт ее удобрений на Украину тоже начал расти стремительными темпами. Одним из достижений I Форума регионов Беларуси и Украины в 2018 году стали многомиллионные контракты в сфере нефтехимии.
Постепенно РБ утвердилась в роли крупнейшего поставщика удобрений на Украину.
Защитники интересов отечественного производителя не сидели сложа руки. В 2019 году Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) по заявлению Ostchem Holding инициировала специальное расследование относительно импорта на Украину минеральных удобрений с содержанием азота и фосфора (NP), минеральных удобрений с содержанием азота, фосфора, калия (NPK) и некоторых азотных удобрений (нитрата аммония и известково-аммиачной селитры, карбамида, карбамидно-аммиачной смеси). Следом должны были последовать квоты и пошлины. Но на дыбы встали украинские аграрии, которые понимали, что рост цен на удобрения приведет к существенному росту себестоимости их продукции.
«А если будет увеличиваться себестоимость, то будет расти и цена конечной продукции. Кроме того, если так будет и дальше продолжаться, мы можем потерять возможность выращивания пшеницы, поскольку сейчас наши товаропроизводители и так работают только на погашение арендной платы за паи. Можете себе представить — житница Европы без пшеницы? Если у нас будут заоблачные цены на удобрения, это приведет к невозможности выращивания этой культуры», — возмущался председатель «Всеукраинской Аграрной Рады» (ВАР) Андрей Дыкун.
В июне 2020 года МКМТ приняла решение не ограничивать поставки на Украину удобрений (ввиду того, что этот шаг противоречил бы национальным интересам страны). На этом, казалось бы, можно поставить точку.
Но предприятия Дмитрия Фирташа получили настоящий козырь, когда Киев и Минск оказались на пороге санкционной войны.
Сегодня глава украинского МИД Дмитрий Кулеба говорит о необходимости искать замену белорусскому топливу и белорусским удобрениям. Его заявление дополняет новость о том, что Союз химиков Украины подал антидискриминационное заявление в Минэкономики относительно хлористого калия из Беларуси в интересах госпредприятия «Сумыхимпром» и Днепропетровского завода минеральных удобрений (ДЗМУ).
«На протяжении последних пяти лет Украина получает только премиальную (наиболее высокую цену) на хлористый калий белорусского государственного монополиста — "Беларуськалия". Для Украины цена на него на 15–20% процентов выше, чем для остальных стран. Хлористый калий является сырьем для производства NPK. NPK в Украине производят "Сумыхимпром" и "ДЗМУ". Так вот, такой ценой калия, которую ставят "эксклюзивно" для Украины, двух украинских производителей фактически выдавливают с внутреннего рынка, делая цену на его товар заведомо завышенной и неконкурентной с белорусским аналогом. Естественно, освобождая рынок для собственных производителей», — рассказал
Кроме того, представители отрасли опасаются, что всю продукцию, которую «Беларуськалий» не сможет реализовать на западных рынках, он будет отправлять на Украину.
Цены на удобрения пойдут вниз. «Наверное, неплохо для агрария. Но это та ситуация, когда одна деформация приводит к другой деформации, — уверен Гольченко. — Снижение цены на рынке для химиков влечет минус по выручке, нехватку денег на техническое перевооружение, отсутствие денег на инвестиции, о которых я говорил выше. Краткосрочный эффект от низкой цены сменяется замедлением всей экономики».
Нечто подобное наблюдается сегодня и на рынке электроэнергии. Здесь сталкиваются интересы двух главных олигархов Украины — Рината Ахметова и Игоря Коломойского. Один заинтересован в том, чтобы ограничить импорт из третьих стран, поскольку сам производит электричество, а второму нужны низкие тарифы для энергоснабжения ферросплавных заводов.
В случае с удобрениями наблюдается схватка «химиков» и аграриев. Прибыль одних оборачивается убытками других, и наоборот.
Но тем, кто отстаивает интересы группы компаний Ostchem, впору задать вопрос: как так получилось, что производители удобрений в прогрессивной, европейской Украине не способны конкурировать с производителями из «отсталой» Беларуси?
К слову, о «достижениях» украинской химической отрасли аналитическому порталу RuBaltic.Ru недавно рассказывал энергоэксперт Дмитрий Марунич: Одесский припортовый завод (ОПЗ) работает только тогда, когда в стране устанавливаются низкие цены на газ…
От возможной санкционной войны, конечно, пострадают обе стороны. Поставки удобрений — это более 12% от общего объема экспорта Беларуси на Украину (примерно 290 миллионов долларов). Но Минск наверняка найдет, куда «пристроить» выпадающие объемы. В последние годы «Беларуськалий» наращивает торговлю с Индией, Бразилией, Китаем. По прогнозам экспертов, спрос на удобрения в мире будет стабильно расти параллельно с ростом населения планеты.
Ограничив импорт из Беларуси, Украина накажет в первую очередь своих собственных сельхозпроизводителей.
Стоит ли жертвовать их интересами, чтобы поддержать нежизнеспособную химическую отрасль? По законам свободного рынка она должна умереть. Если Украина продолжит «идти в Европу», то рано или поздно это, по всей видимости, все равно произойдет.