Какие санкции ввели против Беларуси: разбор RuBaltic.Ru
Алексей Ильяшевич
Евросоюз утвердил четвертый пакет санкций против режима Беларуси. В «черный список» попали люди из ближайшего окружения Лукашенко, его родственники, влиятельные бизнесмены (в том числе россиянин Михаил Гуцериев). Помимо физических лиц, под ударом оказались несколько белорусских компаний. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, стоит ли Минску бояться очередной порции санкций со стороны Евросоюза.
Четвертый пакет санкций, как известно, разрабатывался еще до инцидента с задержанием Романа Протасевича. К 23 мая черновой вариант наверняка был готов, поэтому наспех переделывать его Евросоюз не стал.
Решили так: сначала ввести «легкий» четвертый пакет, а затем ударить по режиму Лукашенко жесткими секторальными санкциями.
То есть ввести ограничения против целых отраслей белорусской экономики — перейти к «этапу удушения», как метко выразился Лукашенко.
Россия проходила через это в 2014 году, когда США и Евросоюз действовали против нее аналогичными методами.
Открытым остается вопрос, почему четвертый пакет рассматривали так долго. Вопрос, казалось бы, пустячный — подготовить список из нескольких десятков фамилий и пары-тройки юридических лиц, которые поддерживают режим Лукашенко. Между тем с момента экстренной посадки самолета Ryanair в Минске прошел почти месяц.
В последнее время даже белорусская оппозиция критиковала Брюссель за медлительность. Вспомним акции протеста на польско-белорусской границе — их организатор Павел Латушко открыто угрожал заблокировать движение транспорта, если Европа не поторопится с введением новых санкций.
Почему же произошла заминка? По всей видимости, причина проста.
ЕС одновременно работал и над четвертым, и над пятым пакетом санкций.
Это подтверждают сообщения западной прессы, официальные заявления еврочиновников и комментарии представителей стран — участниц содружества.
Вопрос санкций против Беларуси рассматривался на неформальной встрече европейских министров иностранных дел 27 мая. Причем обсуждалось именно содержание пятого пакета. На повестке дня стоял вопрос, какие именно отрасли белорусской экономики должны оказаться под ударом (президент Литвы Гитанас Науседа по итогам встречи заступился за экспорт калия).
Лишь достигнув принципиальных договоренностей по этому блоку, Евросоюз имплементировал четвертый пакет.
Новый набор санкций носит характер персональных ограничений. В немилость Брюсселя попали сразу несколько категорий граждан Беларуси.
Условно их можно разделить на несколько категорий. Первая (самая многочисленная) — это судьи и прокуроры, которые, по мнению Брюсселя, участвуют в репрессиях против гражданского общества. Их фамилии фигурируют в начале списка. Затем идут «пропагандисты», ректоры вузов, отчислявшие студентов по политическим мотивам, родственники Лукашенко (сын Александр, невестка Лилия).
Очевидно, вся эта компания собралась еще до инцидента с самолетом Ryanair. А чуть позже к ней добавились люди, на которых ЕС возлагает ответственность за принудительную посадку этого самолета: министр обороны Виктор Хренин, министр транспорта Алексей Авраменко и другие. Условно можно назвать это «списком Протасевича».
Кого-то «впихнули» в документ чисто для количества. К примеру, лидера Либерально-демократической партии Беларуси (ЛДПБ) Олега Гайдукевича. Он, оказывается, «сделал публичные заявления, аплодируя перенаправлению пассажирского рейса FR4978 в Минск 23 мая 2021 года». Евросоюзу этого показалось достаточно.
Самый интересный блок фамилий — влиятельные бизнесмены. Причем не только белорусские.
Михаил Гуцериев стал первым россиянином, против которого ЕС ввел санкции за поддержку режима Лукашенко. Нетрудно догадаться, что это первый предупредительный выстрел, эхо которого должны услышать в Кремле.
Компанию Гуцериеву составили бизнесмены Алексей Олексин, Александр Зайцев, Сергей Тетерин, Александр Шатров.
С этими именами связаны и названия фирм, которые перечислены в новом санкционном списке ЕС.
Санкционная дубинка вряд ли их напугает, поскольку сферы их приоритетных интересов находятся отнюдь не на Западе.
К примеру, компания «Сохра» Александра Зайцева продвигает белорусскую промышленную продукцию в странах Африки и Ближнего Востока. «"Сохра", используя свое привилегированное положение, служит посредником между политическим истеблишментом и белорусскими государственными компаниями и иностранными партнерами в Африке и на Ближнем Востоке. Она также занималась добычей золота в африканских странах на основе концессий, полученных режимом Лукашенко», — говорится в пояснениях официального журнала Евросоюза.
Особое внимание стоит обратить на тот факт, что под санкции попали два гиганта белорусского машиностроения — ОАО «МАЗ» и ОАО «БелАЗ».
В обоих случаях Евросоюз указывает на события августа 2020 года, связанные с «подавлением гражданского общества». Почему тогда санкции введены только сейчас? И почему они не введены против других предприятий, которые белорусская оппозиция уличает в нарушении прав трудящихся? Неужели руководство того же «Беларуськалия» в августе прошлого года вело себя гуманнее?
В любом случае, даже этот удар страна вряд ли почувствует. Во-первых, вопреки расхожему мнению, экспорт продукции машиностроения не является одним из основных источников наполнения белорусского бюджета.
Во-вторых, основные рынки сбыта продукции «МАЗ» и «БелАЗ» находятся не в странах Евросоюза.
Карьерные самосвалы Беларусь экспортирует в Россию, Индию, Монголию, Казахстан, Узбекистан. Для Минского автозавода главными экспортными направлениями остаются Россия, Беларусь, Украина и другие страны СНГ. «Помимо этого, предприятие наращивает поставки автотехники в страны дальнего зарубежья. Сейчас мы успешно развиваемся в странах Юго-Восточной Азии, в частности во Вьетнаме, в странах Арабского региона», — рассказывал заместитель коммерческого директора ОАО «МАЗ» Сергей Захаревич.
По всей видимости, четвертый пакет санкций Евросоюза будет иметь умеренное влияние на экономику Беларуси.
Никаких серьезных проблем режиму Лукашенко он не сулит. Но такая цель перед Брюсселем и не стояла.
Настоящий удар последует позже, когда санкции затронут торговлю нефтью и калием.