Литва хочет при помощи Евросоюза уничтожить Клайпедский порт
Алексей Ильяшевич
Вильнюс настаивает на скорейшем введении четвертого пакета санкций против Беларуси и подготовке нового набора ограничительных мер, направленных на подрыв экономики соседней страны. Об этом рассказал министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис. По его словам, ЕС должен прервать торговые отношения с «последней диктатурой Европы». Для Александра Лукашенко это, безусловно, будет тяжелейший удар, но Ландсбергис забывает добавить, что главной жертвой новых санкций станет Клайпедский порт в Литве, который Беларусь наиболее активно использует для экспорта товаров на зарубежные рынки.
«Мы, прерывая экономические отношения, по сути, должны ввести санкции в отношении компаний, торгующих с этой страной. Такие санкции вводят по решению глав Совета ЕС. Пока Литва сама по себе такой шаг сделать не может. (...) Мы за наискорейшее принятие четвертого пакета санкций и за начало дискуссий о пятом пакете, который охватит и определенные секторы [экономики Беларуси — прим. RuBaltic.Ru] — нефтяной, где наблюдается масштабная торговля с ЕС», — заявил Ландсбергис.
Четвертый пакет, как известно, готовился еще до задержания Романа Протасевича. Его принятие анонсировал глава европейской дипломатии Жозеп Боррель.
Но новые санкции не обещали обернуться для Лукашенко серьезными проблемами. По сообщениям западной прессы (к примеру, агентства Reuters), речь идет о персональных рестрикциях против отдельных белорусских чиновников. Всего — около 50 фамилий.
Очевидно, когда самолет компании Ryanair совершал вынужденную посадку в аэропорту Минска, этот «черный список» был готов. Только он уже не отвечает реалиям сегодняшнего дня и серьезности ситуации, которую искусственно раздувают на Западе. С точки зрения США и ЕС произошло нечто немыслимое — «акт государственного пиратства»!
Поэтому Ландсбергис предлагает как можно быстрее принять никчемный четвертый пакет и перейти к разработке настоящих санкций — тех, которые будут напрямую затрагивать экономические интересы «кровавого режима».
Эта идея давно витает в воздухе. Еще на волне прошлогодних массовых акций протеста в Беларуси аналитический портал RuBaltic.Ru писал, что Польша и Прибалтика будут лоббировать усиление международного давления на Москву. Вслед за персональными санкциями, как в случае с Россией в 2014 году, должны последовать секторальные — направленные против отдельных отраслей экономики.
Проблема в том, что до недавнего времени для этого не было подходящих поводов. Евросоюз объективно устал от Беларуси, эта тема перестала быть трендом мировой политики. Никого на Западе, по большому счету, уже не интересовали кончина в колонии белорусского оппозиционера Витольда Ашурка и блокировка портала tut.by.
Только задержание Протасевича сумело вернуть название своей страны в заголовки всех мировых СМИ.
Сегодня — звездный час лоббистов экономических санкций против «кровавого режима». Евросоюз как никогда близок к тому, чтобы нанести сокрушительный удар по экспортным отраслям народного хозяйства Беларуси.
Ландсбергис в этой связи упоминает конкретно нефтеперерабатывающую промышленность. Казалось бы, все логично. Продукция Мозырского и Новополоцкого НПЗ — один из главных источников наполнения белорусского бюджета. Кроме того, американцы в апреле уже разморозили санкции против нескольких предприятий концерна «Белнефтехим». Логично предположить, что ЕС последует этому примеру.
Но в словах Ландсбергиса присутствует недосказанность.
Министр иностранных дел Литвы предусмотрительно «забыл» добавить, что огромные деньги — миллиарды долларов ежегодно! — Лукашенко приносит еще один экспортный товар. Это удобрения.
По поставкам калийных удобрений «Беларуськалий» занимает третье место в мире, его продукция пользуется спросом более чем в 130 странах мира. В европейских — в том числе. Кстати, Тихановская просила Литву ввести санкции именно против «Беларуськалия», а министр экономки Аушрине Армонайте обещала рассмотреть этот вопрос. Почему же Ландсбергис ничего не сказал об удобрениях?
Ответ прост: нефтепродукты белорусского производства уже ушли из Клайпеды в российскую Усть-Лугу. Москва и Минск заключили соответствующее соглашение, сейчас оно выполняется с опережением графика.
Удар по белорусской «нефтянке» уже не срикошетит в Литву. А с удобрениями ситуация прямо противоположная.
Вопрос переориентации продукции «Беларуськалия» только обсуждается. Здесь сторонам переговоров значительно труднее найти взаимовыгодные формы сотрудничества.
Во-первых, потому что в Усть-Луге пока нет свободных мощностей для перевалки белорусских удобрений. Нужно или строить отдельный терминал, или конкурировать с российскими компаниями за доступ к строящемуся терминалу «Ультрамар».
Во-вторых, «Беларуськалий» не просто пользуется услугами Клайпедского порта — он держит 30% акций терминала насыпных грузов. Остальные 70% принадлежат «калийному королю Литвы» Игорю Удовицкому, который полагает, что перенаправить транзит удобрений на российскую Балтику вообще невозможно.
По факту Клайпеда продолжает оставаться воротами, через которые «Беларуськалий» отправляет на экспорт примерно 90% своей продукции.
Он — главный клиент и кормилец литовского порта. Каждая четвертая тонна грузов, которые здесь обрабатываются, — удобрения из Беларуси. Ландсбергису не мешало бы сопроводить свои угрозы в адрес Минска этими цифрами. Но он вообще не упомянул, что санкции ЕС могут затронуть «Беларуськалий».
К счастью, у главы литовского МИД есть заместитель — Мантас Адоменас. Он-то и признал, что ограничения белорусского экспорта, по имеющейся у него информации, могут затронуть нефтяные продукты, удобрения, машины и тракторные изделия.
Давайте представим, что это произошло. Евросоюз директивно вводит запрет на сотрудничество с так называемыми «кошельками Лукашенко», в том числе с «Беларуськалием».
Что должен сделать Клайпедский порт? Прекратить перевалку белорусских удобрений. И разом потерять четверть своих грузов, заменить которые будет нечем.
Конечно, для Лукашенко это тоже чревато большими проблемами. Сейчас переговоры по переориентации белорусского транзита с Россией должны резко активизироваться. Причем идея строительства нового терминала для «Беларуськалия» — это отдельный вопрос. Он будет решаться не один год. А Лукашенко впору задуматься о том, что делать, если ворота Клайпедского порта закроются перед ним в течение следующих нескольких недель или месяцев.
Но сама потеря европейского рынка «Беларуськалию» не страшна. На страны ЕС приходится менее 10% от общего объема экспорта его продукции. Лукашенко, вероятно, сможет переориентировать их на Китай, Индию или Бразилию. Даже если не сможет, экономика Беларуси это переживет.
Кстати, выпадающие объемы удобрений в Европе, скорее всего, заменит другой ключевой игрок на этом поле — российский «Уралкалий».
А вот Клайпеде не позавидуешь. Ее ожидает не менее серьезный транзитный кризис, чем в Риге, Вентспилсе и Лиепае.
То, что еще год назад казалось фантастикой, сегодня стало реальностью: власти Литвы лоббируют «смертный приговор» Клайпедскому порту.