Экономика Экономика

Европа попала в стратегическую зависимость от России

Страны Евросоюза рекордно нарастили поставки российского газа, однако и этого объема недостаточно. Главная экономика ЕС Германия признает критическую значимость сотрудничества с «Газпромом» для сохранения немецкой экономической модели и требует удвоить поставки российского топлива. Будущее европейской экономики напрямую зависит от российской энергетики, и на фоне этой стратегической зависимости особенно умиляют новые попытки Брюсселя диктовать Москве условия диалога России с ЕС.   

За первый квартал текущего года «Газпром» поставил в Европу на 30% больше газа, чем в 2020 году. Причем интенсификация сотрудничества с российским газовым монополистом у стран ЕС происходит вне зависимости от того, какую внешнюю политику по отношению к России проводит страна.

Абсолютный рекордсмен по приросту поставок российского газа — Румыния, которая наравне с Польшей и странами Балтии играет в политические игры об «обретении энергетической независимости», причем хочет «спасти» от «газовой удавки Кремля» не только себя, но и Молдову.

Эпический поход за «энергетической независимостью» пока привел Бухарест к тому, что поставки российского газа в Румынию выросли почти вдвое: на 90%.

Впечатляют цифры и по другим странам. Экспорт «Газпрома» в Финляндию увеличился на две трети, в Болгарию — в полтора раза, в Германию — на треть, в Грецию — почти на четверть.

Понятно, что этот рекордный рост в первом квартале связан с аномально холодной зимой. Однако и сейчас, в мае, после завершения отопительного сезона в Европе, спрос на российское топливо не уменьшается.

Германия потребовала удвоить поставки российского газа, причем в Берлине отчеканили, что правительство ФРГ будет стремиться к наращиванию энергетического импорта из России даже вопреки санкциям США против газопровода «Северный поток — 2».   

Министр экономики и энергетики Германии Петер Альтмайер заявил, что ФРГ получает газ из СССР и РФ больше 40 лет, и за все это время инфраструктурные связи с Москвой «ни разу не были политическим оружием в отношениях между Востоком и Западом». В свою очередь, канцлер Германии Ангела Меркель призвала как можно скорее запустить «Северный поток — 2» и подчеркнула, что отношение к проекту американцев на позицию Берлина по этому газопроводу не повлияет.

Откуда взялась эта несвойственная в последнее время немцам твердость? От осознания своих интересов.

Российский газ приходится признавать ключевым фактором стратегической безопасности Германии и всей Европы.

Притом сразу в нескольких измерениях. Недавние морозы показали, что для Европы критичны гарантированные бесперебойные поставки российского трубопроводного газа. Именно из-за того, что случаются такие аномальные природные ситуации.

В самой Европе сейчас добыча углеводородов сокращается: газодобыча за прошлый год снизилась почти на четверть. Основные газовые месторождения закрываются. От угольной и атомной энергетики европейцы отказываются.

Поставки сжиженного газа по морю танкерами куда менее надежны, чем трубопроводы. Однако надежность советской газотранспортной системы, идущей по Центральной и Восточной Европе, снижается. ГТС изношена, и модернизировать ее нет никакой возможности, потому что она проложена через территорию Украины, где за пустой оболочкой государства скрывается новое Дикое поле.

Обходные трубопроводы из России в такой ситуации становятся залогом элементарной энергетической безопасности Европы.      

В более широком смысле инфраструктурные связи с Россией — это шанс для Европы сохраниться в мире как значимая экономическая величина. По мере преодоления пандемии угроза своим экономическим позициям начинает осознаваться европейцами все более остро. Китай и Восточная Азия в целом, быстрее и эффективнее всех в мире справившиеся с COVID-19, резко рванули вперед. США стремятся вернуть утекающее у них из рук глобальное лидерство в экономике, и в силу невозможности справиться с азиатскими конкурентами — политическими противниками, будут бить по европейским конкурентам — политическим союзникам.

Той же Германии для того, чтобы выдержать эту глобальную конкуренцию, нужна доступная энергетика. Дешевые энергоресурсы — залог существования индустриальной экономики, а ФРГ все-таки промышленная держава.

Без самого выгодного предложения на рынке, российского трубопроводного газа, немецкие «мерседесы» и «БМВ» ждет судьба заводов Прибалтики после распада СССР.  

Как ни странно, не все в Европе осознают, что кризис немецкой экономической модели будет самым тяжелым ударом по Евросоюзу за всю историю европейской интеграции. При том что вроде бы общепризнан тот факт, что именно Германия — экономический локомотив «Единой Европы». Тем не менее в новейшей бумаге Европарламента о будущем отношений с Россией традиционно содержится призыв «глаз себе выколоть, чтобы у тещи зять был кривой», то есть остановить строительство  «Северного потока — 2».

Доклад Европарламента о пяти принципах выстраивания отношений с Россией в целом — выдающийся документ эпохи. Он показывает масштаб интеллектуальной деградации европейских элит после того, как в их ряды влились деятели с бывших советских окраин. Потому что доклад готовили евродепутаты от Литвы, а это многое объясняет. В Брюсселе предложили запустить для России программу «Восточного партнерства», аналогичную той, что действует для бывших советских республик, финансово поддерживать оппозицию и приманивать россиян безвизовым режимом, который последует, если Кремль пойдет на «демократические перемены».

Иными словами, с Россией предлагается работать, как с Украиной или Молдовой. Поучать «через губу» правам человека и демократии, вести к власти своих агентов и бряцать перед аборигенами стеклянными бусами вроде «безвиза» или кредитов на реформы по европейским рецептам. Смутное понимание, что Россия — не Украина и не Молдова, возможно, присутствует, но других идей для постсоветского пространства европейская политическая мысль за 30 лет не изобрела.

Смешнее всего, что эти жалкие попытки говорить с Москвой с позиций силы и своего превосходства предпринимаются в условиях, когда Европа оказалась в стратегической зависимости от России, и ее будущее как глобального игрока во многом определяется доброй волей Владимира Путина.

Ведь дешевизна российской энергии, которая стратегически способна обеспечить конкурентоспособность экономики ЕС, это не константа и не объективное явление, существующее помимо воли хозяйствующего субъекта. «Газпром» может повысить цену своей продукции, может переориентировать ее на премиальные азиатские рынки.

Европа зависит от России. Не Европе с Россией, а России с Европой говорить с позиций своего превосходства.

Потому что если Европа хочет что-то из себя представлять в постзападном XXI веке, то российский фактор будет для нее ключевым.     

Однако стереотипы о цивилизационном лидерстве над остальным миром в целом и Россией в частности за предыдущие столетия так крепко въелись в умы европейцев, что осознание этого будет мучительным.


Читайте также
12 мая 2021
Европейский союз публично отказал Чехии в просьбе высылать из стран ЕС российских дипломатов, призвав не обострять еще сильнее отношения с Россией.
11 мая 2021
Санкции Евросоюза (ЕС) против России вредят экономике ФРГ, поэтому их нужно немедленно отменить. Об этом заявил сопредседатель партии «Альтернатива для Германии» Тино Крупалла.
29 апреля 2021
Европарламент принял резолюцию о мерах, которые будут приниматься в отношении России «в случае военного конфликта с Украиной».
25 апреля 2021
Будущее газопровода «Северный поток — 2» не должно зависеть от ситуации с российским оппозиционером Алексеем Навальным, считает министр экономики Германии Петер Альтмайер.