Молдова нащупывает новую модель отношений бывших советских республик с Россией
Александр Носович
Президент Молдовы Майя Санду высказалась за развитие торговых отношений с Россией, в первую очередь потому, что эта страна — крупный рынок, в котором заинтересованы молдавские производители. Также Санду выступает за вступление Молдовы в ЕС и НАТО при объединении в одно государство с Румынией. Она продвигает новую модель внешней политики Молдовы: республика идет на Запад, но не проводит антироссийского курса и поддерживает хорошие отношения с Россией. Москва, судя по ее отношениям с Санду, в принципе не против такой политики, осталось понять, согласен ли Запад принять Молдову вне стратегии «сдерживания России».
«Мы заинтересованы в дружественных отношениях со всеми государствами, в том числе и с Россией», — заявила президент Молдовы Майя Санду, выступая на Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ).
По словам Санду, у Кишинева сформирована «довольно обширная повестка дня по взаимодействию с Россией». «Мы заинтересованы восстановить наши торговые отношения. (…) Очень много граждан проживает и работает в России, и мы хотим, чтобы их права были защищены. Мы намерены работать над подписанием соглашения в сфере здравоохранения, есть также много других вопросов», — говорит глава Молдавского государства.
Это выступление про Россию вкупе со всеми сопровождающими его пассажами про «европейский выбор» Республики Молдова довольно четко характеризует внешнеполитическую концепцию Майи Санду.
Нынешняя глава Молдовы стремится тянуть страну в НАТО и Евросоюз, но при этом поддерживать хорошие отношения с Россией и развивать их там, где это выгодно молдаванам.
А выгодно им, прежде всего, в экономике. Продавать свое вино, овощи и фрукты в Россию беспошлинно. При этом иметь с Россией общий рынок труда, который позволит свободно работать в Москве гастарбайтерам.
Ради этого руководство Молдовы готово отказаться от типичного поведения лимитрофа на периметре российской границы. Будет поддерживать политический диалог с Москвой и воздерживаться от антироссийских демаршей на международной арене.
То есть это, при всем первоначальном сходстве, несколько иной подход, чем у стран Прибалтики, которые отстаивают свое «святое право» ненавидеть русских и бороться с Россией (на их языке это называется «политика сдерживания»), но при этом не прочь переваливать в своих портах российские грузы.
Осталось, как в известном анекдоте, «уговорить Рокфеллера». Как в Москве воспринимают подход нового молдавского президента: идем в Европу, но не ссоримся с Россией? К удивлению многих, положительно. Доказательством тому стал щедрый аванс, который Россия дала Майе Санду: продление льготных условий поставок на российский рынок ряда молдавских продуктов сразу после избрания Санду президентом.
Кроме того, новая глава государства смогла договориться с Кремлем о поставке российской вакцины «Спутник V» в качестве гуманитарной помощи для Молдовы. При всей своей прозападности, при призывах вывести российских миротворцев из Приднестровья и паспорте гражданки Румынии.
Москва дала понять, что ей не так важно, куда идет Молдова, если она не проводит антироссийской политики. Развивать сотрудничество с Кишиневом можно и при курсе на Запад, в том случае, если поведение молдавских властей не является источником конфликтов и не создает угроз национальной безопасности России.
Конечно, одних разговоров Майи Санду о дружбе и сотрудничестве для полного открытия российского рынка и бесплатного снабжения молдаван препаратами для массовой вакцинации от коронавируса недостаточно. Слова должны быть подкреплены делом. Если будут подкреплены, тогда можно разговаривать стратегически.
Если молдавское руководство раз и навсегда зафиксирует статус русского языка как языка межнационального общения, признает за русскоязычным населением его законные языковые и образовательные права и забудет, как о страшном сне, о сценарии вооруженного возвращения Приднестровья, то почему Молдова должна считаться враждебной России страной? Пусть идет хоть в ЕС, хоть в НАТО, хоть в Румынию.
Если она при этом будет оставаться пророссийской, интеграционный выбор Кишинева не ухудшит российско-молдавские отношения.
Похожий подход у Москвы был в 2013 году о время переговоров об ассоциации и зоне свободной торговли стран «Восточного партнерства» с Евросоюзом. Пусть Украина и Молдова сближаются с ЕС, раз этого хочет большинство населения, главное, чтобы их европейский выбор не задевал интересы пророссийских групп населения, стремящихся развивать отношения с Россией. А также интересы самой России, которой создают неконтролируемую дыру на таможенной границе, распространяя зону свободной торговли Евросоюза на страны, которые находятся в беспошлинном пространстве СНГ.
Однако Европа с глубоким недоумением отреагировала на саму мысль о том, что у России и стран «Восточного партнерства» могут быть свои интересы, и эти интересы надо учитывать при переговорах об ассоциации с ЕС бывших советских республик.
Ценой интеграции на Западе был недвусмысленно указан разрыв интеграционных связей на Востоке. И не только интеграционных связей, но и нормальных, сформированных столетиями отношений с Россией и россиянами как таковых.
Все помнят, какие последствия такая установка «европейских партнеров» имела для Украины, но и Молдова после ассоциации с ЕС в 2014 году впала в экономический кризис. Отказ Брюсселя от переговоров с Москвой по условиям евроассоциации бывших советских республик привел к закрытию российского рынка после того, как Молдова вступила в зону свободной торговли ЕС.
На западные рынки молдавские вина и яблоки не пустили, от традиционного рынка сбыта на Востоке их отсекли. Результат — банкротство производителей и эмиграция населения на заработки.
Та история — ключевой момент при обсуждении той модели внешней политики, которую продвигает сейчас Майя Санду. Допустим, Молдова готова оставаться дружественной России страной, идя при этом на Запад.
Допустим, и Россия готова считать республику дружественной, если она идет на Запад, но не проводит антироссийской политики.
Основной вопрос: готов ли Запад принимать в свои ряды Молдову не как встроенный в антироссийский «санитарный кордон» русофобски настроенный лимитроф?
Опыт с «Восточным партнерством» подсказывает, что нет.
Бывшие советские республики сами по себе, вне контекста «сдерживания России», государства ЕС и НАТО не интересуют.
Постсоветское пространство представляет для США и ЕС интерес только в плане игры на ослабление Москвы, а то, что у Молдовы, Беларуси или Украины есть свои интересы и им объективно выгодно сотрудничество с Россией, воспринимается как смешной анекдот.
Пешкам на геополитической шахматной доске свои интересы вообще не положены!
Такое отношение Запада к постсоветским странам было очень доходчиво продемонстрировано на Вильнюсском саммите «Восточного партнерства» восемь лет назад. Если с тех пор ничего не поменялось, Молдове придется исходить из этой реальности.