Латвия опозорилась с программой переселения белорусских специалистов
Алексей Ильяшевич
Информация о массовом бегстве белорусских IT-компаний в Латвию после переизбрания Александра Лукашенко является фейковой. К такому выводу пришла редакция латвийского портала Pietiek. Издание сообщает, что Латвийское агентство инвестиций и развития (LIAA) не может назвать ни одно предприятие, которое с августа 2020 года передислоцировалось из Беларуси в прибалтийскую республику.
Одно из главных достижений президентства Лукашенко — бурное развитие сектора информационных технологий Беларуси. Даже скептики признают, что белорусские «айтишники» за последние годы добились больших успехов.
В марте прошлого года IT-услуги впервые принесли Беларуси больше валюты, чем нефтепродукты. Это произошло из-за отсутствия договоренностей с Россией по поставкам нефти, но факт сам по себе весьма показательный.
Неудивительно, что соседние страны при первой же возможности попытались переманить белорусских специалистов. Возможность подвернулась после переизбрания Лукашенко и начала массовых акций протеста в стране. Зачем продвинутому айтишнику прозябать в «последней диктатуре Европы», если можно обосноваться на территории ЕС?
В деле привлечения белорусских компаний особенно усердствовала Латвия. У нее были поистине наполеоновские планы!
Для переговоров с потенциальными мигрантами в LIAA была создана специальная команда. В октябре, если верить агентству, целых 17 фирм приняли решение полностью или частично перебраться в прибалтийскую республику.
«В Беларуси очень развитый сектор информационных технологий, наукоемкая отрасль и высококвалифицированные специалисты. Это направление также является приоритетным в Латвии. Предприятия, которые производят товары и предоставляют услуги с высокой добавочной стоимостью, расширят нашу экспортную географию, обеспечат создание по меньшей мере 1000 новых рабочих мест», — бахвалился министр экономики Латвии Янис Витенбергс.
В декабре «перемога» стала окончательной и бесповоротной. Директор LIAA Каспарс Рожкалнс заявил, что за девять месяцев 2020 года иностранные инвесторы создали в Латвии 2 300 новых рабочих мест, из них 1 000 — белорусские компании.
Удивительное совпадение!
Витенбергс предполагал, что благодаря белорусам в стране появится не менее 1 000 новых рабочих мест — ровно столько и появилось. Министр экономики Латвии то ли гениальный аналитик, то ли оракул…
Но дальше с цифрами началась какая-то путаница. По состоянию на декабрь прошлого года, если верить Рожкалнсу, в Латвию переехали 17 белорусских компаний, 15 из которых работают в сфере IT. А в марте оказывается, что процедуру переезда прошли только 13 фирм (еще 5 находятся на финальных стадиях). Источник информации — тот же господин Рожкалнс. Паззл не складывается.
Ну да ладно, не будем придираться к мелочам. Главное, что белорусские «айтишники» бегут из Беларуси и начинают развивать экономику Латвии. Или не бегут? Издание Pietiek пишет, что эта информация, скорее всего, не соответствует действительности.
Латвийское агентство инвестиций и развития до сих пор не называет ни одну белорусскую компанию, которая реально переехала в прибалтийскую республику или хотя бы начала процесс переезда.
О каких предприятиях идет речь? Чем они занимаются? В каких городах они обосновались? Сколько людей трудоустроили? Эти вопросы LIAA оставляет без ответа. Агентство якобы неоднократно просило разрешения на публикаций названий фирм-«переселенцев», но «в силу соображений безопасности никто не согласился».
Предположим, кто-то из них сохранил бизнес в Беларуси. Но ведь некоторые предприятия перевезли на территорию Латвии всех работников, открыли банковские счета, арендовали офисные помещения — им-то чего бояться? Напротив, они должны быть заинтересованы в том, чтобы «засветиться» в СМИ.
Некоторые уже «засветились». В конце марта в Латвии была зарегистрирована компания Finup с участием белорусского капитала. Портал dev.by взял комментарии у ее основателя Антона Дмитриева, который заявил следующее: «Пока предстоит выяснить, есть ли спрос на наши услуги. На первом этапе будем тестировать свои гипотезы. После этого станет понятно, каким образом правильно развертывать бизнес-модель. От этого будут зависеть планы по найму сотрудников в Риге и размер самого офиса».
То есть никакого реального бизнеса в столице Латвии белорусские бизнесмены, основавшие Finup, пока не ведут.
Они просто зарегистрировали юридическое лицо, но не арендовали офис и не наняли ни одного сотрудника.
Очевидно, остальные «переселенцы» тоже находятся на этапе «тестирования гипотез».
А какой смысл менять стабильно работающий бизнес в Беларуси на обещания сладкой жизни в Латвии? Можно поступить иначе: зарегистрировать новую компанию в Прибалтике, не спеша уладить все юридические вопросы, подготовить почву для потенциального переезда. Если, конечно, это будет выгодно.
Вряд ли LIAA будет беззастенчиво врать о массовой иммиграции «айтишников» из соседней страны. Белорусы наверняка зарегистрировали в Латвии несколько компаний.
Но до реального переезда дело не дошло. Пока не дошло или вообще не дошло.
Против Латвии в данном случае играют несколько объективных факторов.
Как известно, здешняя финансовая система крайне враждебно настроена к нерезидентам. Об этом предупреждал недавно осужденный мэр Вентспилса Айвар Лембергс: «Что такое белорусские предприятия — резиденты или нерезиденты? Нерезиденты! Какой был посыл для банков и требования к ним — отказаться от нерезидентов! Белорусский предприниматель является резидентом третьей страны вне ЕС. Какова вероятность, что банки этому нерезиденту откроют счет? Ноль!»
Finup вроде как прошла эту процедуру, но с большим трудом. «Комплаенс-контроль в латвийских банках очень сложный. Кажется, проще выйти на биржу и пройти комплаенс каких-то фондов в Швейцарии, чем в латвийских банках. Мы совершенно прозрачная компания по структуре акционеров, по источникам происхождения капитала. Но даже при этом нас очень внимательно изучали, интересовались особенностями бизнеса, размером компании, примерной выручкой по месяцам, источниками происхождения денег с подтверждением», — рассказал Антон Дмитриев.
Разработчик компьютерных игр Wargaming (создатель культовых игр World of Tanks и World of Warships) тоже побоялся проблем с открытием и обслуживанием счетов.
Но было еще одно обстоятельство: сотрудники компании с семьями хотят, чтобы их дети учились на русском, а русское образование в Латвии уничтожается на корню.
Белорусская IT-отрасль насчитывает более 100 тысяч специалистов. Эти люди получают высокие зарплаты, многие из них обеспечены даже по меркам западного мира. Географически они находятся в стране, где стоимость жизни на порядок ниже, чем в странах Евросоюза.
С другой стороны, в Беларуси они могут найти качественные продукты, ухоженные улицы, социальную защищенность и право свободно разговаривать на родном языке.
Какой смысл переезжать в Латвию? Чтобы подышать «воздухом свободы»? Едва ли действительно умные люди на это клюнут.