Стереотипы устарели: Беларусь перешла от колхозов и заводов к постиндустриальной экономике
Алексей Авдонин
Республика Беларусь интересна тем, что страна смогла сохранить от СССР прежние отрасли экономики и развить новые. Все годы существования белорусской модели ведутся разговоры, эффективна ли она и жизнеспособны ли белорусские промышленные гиганты и колхозы на госдотациях. Быть может, от них нужно отказаться, как это сделали в 1990-е годы в других странах Восточной Европы? Между тем белорусская модель развития меняется сама собой по объективным причинам. Анализ структуры белорусского ВВП показывает, что за 10 лет эта страна уже трансформировалась в классическую постиндустриальную экономику.
Беларусь ошибочно принято считать аграрной страной, хотя на долю сельского хозяйства в ее экономике приходится лишь 6,8% (данные за 2019 год).
Согласно официальным данным Нацстата Республики Беларусь, основная доля формирования национального ВВП сосредоточена в промышленности — 26%. А также в так называемых «прочих видах экономической деятельности» — 33,4% по состоянию на 2019 год (о них ниже).
Доли этих отраслей постоянно увеличивались — в 2015 году они составляли 24,9% и 30% соответственно.
Увеличение долей произошло в основном за счет сокращения таких отраслей, как «Оптовая и розничная торговля» (с 12,2% до 9,3%) и «Строительство» (с 7,8% до 5,7%).
Если разделять ВВП Беларуси на сферу услуг и сферу производства, то заметно постепенное уменьшение доли последней с соответствующим ростом услуг.
Так, если в 2009 году на сферу производства приходилось 44,2% ВВП, то в 2019 — уже 38,5%. Одновременно постоянно расширялась сфера услуг — с 42,2% до 48,4% соответственно.
Такое снижение сферы производства объясняется падением долей отраслей «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», «Горнодобывающая промышленность», «Обрабатывающая промышленность» и «Строительство».
При этом сфера услуг увеличилась за счет таких отраслей, как «Информация и связь» (почти втрое), «Образование», «Здравоохранение и социальные услуги».
Иными словами, Беларусь за 10 лет (2009–2019) своего развития превратилась в классическую постиндустриальную страну, где национальный ВВП в большей степени формируется не за счет промышленности, а именно благодаря сфере услуг и высокоинтеллектуальным и высокотехнологическим отраслям.
Нужно отметить, что формирование ВВП по регионам распределено неравномерно. Наибольшая доля приходится на Минск (27,4%) и Минскую область (15,5%), наименьший внутренний региональный продукт создается в Могилевской области — 6,6%. Такое распределение во многом объясняется структурой валового регионального продукта.
Высокий валовой региональный продукт города Минска объясняется тем, что в столице сконцентрировано значительное количество компаний (юрадреса) и крупного бизнеса.
Частные организации с госучастием при достаточно большом числе (1 307) имеют небольшую долю в экономике: занято на них 4,1%, выручка от реализации — 9,4%, инвестиции — 5,6%.
Госорганизаций в стране насчитывается 2 968, и они предоставляют работу 1 154 тысяч человек, и еще 122,8 тысячи работают в организациях с госучастием. Это составляет 39,3% от занятых в реальном секторе.
Только за 2019 год число занятых в госорганизациях сократилось на 32%, и за полгода 2020 года еще на 3,4%.
Доля занятых в госсекторе уменьшается как за счет роста производительности, так и за счет быстрого развития «другого рельса экономики» (китайская терминология) — частного сектора.
Значительна занятость в малом и среднем бизнесе (МСБ) в количестве 110 770 организаций. В 2019 году МСБ внес свой вклад в 26,1% в ВВП, дал занятость 1,193 миллиона человек (больше, чем госсектор), а с учетом индивидуальных предпринимателей — 257 тысячам человек, то есть 35% от всех занятых.
Структура занятости показывает медленное увеличение занятости в иностранных и частных организациях при уменьшении доли занятых в госорганизациях.
Анализ показывает, что крупнейшие госорганизации сокращают занятость со средним темпом 4,6% в год, остальные — около 0,6% в год. Из занятых в госорганизациях наибольшее число рабочих мест предоставляют промышленность — 507 977, сельское хозяйство (включая лесное и рыбное) — 208 650, транспортно-логистическая и почтовая деятельность — 159 941, строительство — 88 920.
Таким, образом, значимость в экономике Беларуси госсектора снижается.
Число госорганизаций с 2016 по 2019 год сократилось на 13%, скорость сокращения — 4,2% в год, удельный вес занятых в госсекторе со стопроцентным госучастием с 2013 года сократился с 41,0% до 39,4% от всех занятых. Остальные 60,6% заняты в секторах со смешанной или иностранной собственностью.
Деятельность организаций госсектора последние годы характеризует невысокая эффективность. Рентабельность реализованной продукции организаций с госучастием в 2019 году составляла 8,4%, в том числе госорганизаций — 9,4% при средней по экономике около 8,7%.
Доля убыточных госорганизаций (11,4% в 2019 году при 4,4% в 2011 году) меньше средней доли (14,7%) таких организаций по стране существенно ниже доли убыточных среди иноорганизаций — 34,2%. У частных организаций с госучастием доля убыточных выше, чем по стране, и рентабельность продаж (6,0%) ниже средней по стране.
Несмотря на то, что рентабельность и доля убыточных предприятий госсектора адекватны средним показателям по стране, доля кредиторской и дебиторской задолженности, а также задолженности банкам выше средней по стране.
Особенно велик удельный вес госорганизаций с просроченной задолженностью.
Так что финансовая неустойчивость госорганизаций сохраняется.
Одна из главных причин такой ситуации — невысокая производительность труда.
На республиканских предприятиях она в 1,2 раза, а на коммунальных в 2,2 раза ниже, чем на частных.
Вторая причина: рост производительности труда отстает от роста зарплаты в промышленности.
Бытует миф о чрезмерной бюджетной поддержке госсектора сельского хозяйства.
Однако она стремительно сокращается: в 2011 году — 1,8 миллиарда долларов, в 2017 году — 0,7 миллиарда евро или 80 евро на белоруса, что меньше, чем в ЕС, в 1,7 раза.
Правда, в эти суммы не входят списания кредитов, не раз применявшиеся в Беларуси. Бюджетная поддержка сельхозорганизаций последние годы также оказывается в виде оплаты банкам процентов.
На госорганизации в сельском хозяйстве приходится 58,11% выручки, при этом рентабельность продаж таких организаций ниже, чем у организаций с долей госучастия менее 50% и в целом по сельскому хозяйству. Рентабельность продаж фермерских хозяйств устойчива, и средняя за последние 5 лет — 22,2%.
Таким образом, экономика Беларуси находится в постоянном развитии, наблюдаются трансформация отраслей, изменение структуры собственности с соответствующим плавным повышением эффективности деятельности предприятий.
Вместе с тем имеются сдерживающие факторы, ограничивающие возможности для более эффективного использования всех факторов производства.