Жест отчаяния: делегация Латвии приехала в Москву рекламировать услуги по транзиту
Алексей Ильяшевич
В Москве открылась юбилейная 25-я Международная выставка транспортно-логистических услуг, складского оборудования и технологий TransRussia. Организаторы сообщают, что в ней принимают участие более 200 компаний из 16 стран, в том числе из Латвии. В отличие от Литвы и Эстонии, она отправила на мероприятие целую делегацию в надежде снова завлечь в республику ушедший транзит. Вероятно, латвийский стенд — это самый печальный и самый бестолковый экспонат TransRussia.
«Это выставка для национального стенда Латвии является 23-й по счету, — рассказал министр сообщения Латвии Талис Линкайтс, выступая в режиме видеоконференции. — Несмотря на ограничения и трудности, представители отрасли нашли возможность приехать на выставку, встретиться с партнерами из других стран. Латвия придает большое значение развитию дружеских и партнерских отношений в области транспорта со всеми участниками TransRussia. Выставка несет свой вклад в укрепление и усиление связей, что, несомненно, послужит экономическому развитию наших стран».
Речь Линкайтса напрочь оторвана от контекста российско-латвийских отношений.
О каком укреплении связей может идти речь, когда Москва и Рига сворачивают сотрудничество в сфере грузовых транзитных перевозок?
Этот процесс начался задолго до событий на Украине. Уже во время первого президентского срока Путин взял курс на создание мощной портовой инфраструктуры в Ленинградской области.
Усть-Луга приняла первые грузы в декабре 2001 года и со временем стала крупнейшим портом на Балтике (и вторым по величине в России).
Латвия, напротив, оказалась слабым звеном. Сегодня один литовский порт в Клайпедепереваливает больше грузов, чем Рига, Вентспилс и Лиепая, вместе взятые.
Латвийские власти с этим уже смирились. Незадолго до открытия выставки TransRussia премьер-министр Кришьянис Кариньш, по сути, вынес приговор отечественным портовикам и железнодорожникам.
«Это самое транзитное мышление — покупать, продавать, везти, мы станем богатыми — но мы поэтому не являемся богатыми, — заявил глава правительства Латвии. — Это мышление есть то, что нас долго задерживало. Противоядием тому является реиндустриализация, что означает рабочие места и зарплаты для людей, а не зарплаты для пары человек, которые смогут в таком монопольном состоянии зарабатывать за счет простого транзита».
Линкайтс декларирует прямо противоположные вещи и подчеркивает важную роль транзита
На этом фоне делегация прибалтийской республики заявляется на выставку транспортно-логистических услуг в Москве. Ее ряды заметно поредели: если в 2018 году Латвию представляли 24 компании транспорта, логистики и портового хозяйства, то теперь — всего 11.
СМИ отмечают, что впервые от участия в мероприятии отказался Рижский свободный порт. Могло ли такое произойти еще несколько лет назад?
Вероятно, латвийский стенд на TransRussia — это самый печальный экспонат выставки. И самый бестолковый.
Можно понять логику компаний A & A Logistic, Alpa Centrum, Ave Trans, F. B. Logistic Stena Line и Transasia, которые отправились в Москву на поиски новых партнеров. Они не несут ответственности за внешнюю политику своей страны, перспективы их бизнеса по-прежнему «завязаны» на Россию. А вот позиция властей Латвии вызывает некоторые вопросы.
«Несмотря на непродуманные заявления премьер-министра страны о том, что транзит для Латвии неважен, мы рады, что Министерство сообщения всё-таки постаралось поддержать отрасль и организовало наш выезд на TransRussia-2021 в Москву», — рассказал представитель A & A Logistic Дмитрий Трунов.
То есть эта поездка не состоялась бы без доброй воли и деятельного участия правительства.
Лично Линкайтс в режиме онлайн решил рассказать участникам выставки, как важно укреплять и усиливать связи в сфере грузовых транзитных перевозок.
Тем временем подопечные его коллеги — министры внутренних дел — «шьют» уголовные дела русскоязычным журналистам за сотрудничество с изданиями Sputnik и Baltnews. Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич едет на Украину, чтобы поддержать ее в борьбе с «российскими оккупантами».
Министр образования Илга Шуплинска продолжает скандальную реформу, которая призвана полностью перевести обучение в школах на латышский язык. Министр обороны Артис Пабрикс называет легионеров ваффен СС «гордостью латышского народа и государства».
Этот список можно продолжать.
Складывается впечатление, что все латвийские топ-чиновники воюют с Россией — каждый на доверенном ему участке «фронта». Кроме Линкайтса — он до сих пор «укрепляет связи»…
«Латвия должна платить цену за свои действия против российских СМИ и преследование своих граждан, которые сотрудничают с российскими организациями. Поэтому Латвия, на мой взгляд, не должна рассчитывать на позитивное решение вопроса о транзите и других вопросов, в которых она заинтересована. Ведь эти действия являются действиями не только против граждан Латвии. Это враждебные действия против России. Именно так это и надо рассматривать», — считает член Совета Федерации РФ Алексей Пушков.
Вероятно, на что-то серьезное Рига и не рассчитывает. Поездка латвийской делегации в Москву организована скорее для галочки. Реальную выгоду стоило бы поискать в другом месте. Тот же Линкайтс на днях сообщил, что Лукашенко преподнес Латвии неожиданный подарок: «В первые два месяца этого года выросла доля белорусских грузов, а именно нефтепродуктов. Мы будем следить, является ли это долгосрочной тенденцией, или же это просто переброска отдельных грузов из Литвы в Латвию».
Это ли не шанс вывести транзитную отрасль страны их тяжелейшего кризиса?
Сам Бог велел Линкайтсу и компании налаживать прямые контакты с белорусскими грузоотправителями, предлагать им долгосрочные контракты. Но нет, министр сообщения Латвии почему-то предлагает просто следить за развитием ситуации. Как будто процесс наблюдения оказывает благотворное влияние на портовую и железнодорожную инфраструктуру.
Зато по инициативе Линкайтса латвийская делегация поехала на выставку TransRussia. Привезет оттуда пару мелких контрактов. Если очень повезет, конечно.
Всеми своими действиями власти Латвии доказывают, что участвовать в большой транзитной гонке на Балтике они больше не желают.
По крайней мере, перспектива лишиться одного из основных источников наполнения государственного бюджета их не страшит. А кого-то даже радует.