Потеря российских грузов, а также связанные с этим проблемы портовой и транспортной инфраструктуры пойдут Латвии на пользу. К такому выводу пришел глава правительства прибалтийской республики Кришьянис Кариньш. По его словам, «транзитное мышление» не только не приносит его стране пользы, но и мешает приблизиться к экономическим показателям стран Северной Европы. Таким образом Кариньш задает новый тренд латвийской (шире — прибалтийской) политики: транзитная отрасль отныне объявлена пережитком «советской оккупации».
Своей неординарной экономической концепцией премьер-министр Латвии поделился в беседе с журналистом Николаем Кабановым. Тот посетовал на «капитальный ремонт» финансовой системы страны, который привел к оттоку из банков средств нерезидентов (преимущественно — бизнесменов из стран бывшего СССР). В итоге Латвия перестает быть «мостом» между Востоком и Западом.
Ответ Кариньша обескураживает: оказывается, «мостом» быть невыгодно! «Господин Кабанов, Вы говорите о том, что, на мой взгляд, наше государство задерживало в развитии 10–15 лет. Это устаревшая мысль, что транзит нас спасет. Мост между Востоком и Западом. Ну куда он нас заведет? Мы возили и возим нефтепродукты, каменный уголь, минералы, минеральные вещества, насыпные грузы в наши порты. Идет через нашу, так сказать, территорию — но государство от этого, к сожалению, не становится богатым», — утверждает премьер-министр Латвии.
С финансовым сектором — та же история. По словам Кариньша, процесс ликвидации одного из крупнейших латвийских банков — ABLV — для местного населения прошел безболезненно, воздействие на внутренний валовый продукт было незаметным.
Так зачем вообще нужны эти банки?
«И это самое транзитное мышление — покупать, продавать, везти, мы станем богатыми, — мы поэтому не являемся богатыми, — продолжает Кариньш. — Я выскажусь как раз против вашего утверждения. Это мышление есть то, что нас долго задерживало, противоядием тому является реиндустриализация, что означает рабочие места и зарплаты для людей, а не зарплаты для пары человек, которые смогут в таком монопольном состоянии зарабатывать за счет простого транзита».
Что ж, хочется от имени аналитического портала RuBaltic.Ru поздравить жителей Латвии: наконец-то они узнали, почему за тридцать лет после распада СССР их страна не приблизилась по уровню социально-экономического развития к странам Северной Европы.
Всему виной «транзитное мышление», и гражданин США Кришьянис Кариньш вскрыл этот нарыв и теперь выводит Латвию на тропу развития.
Правительство республики в середине февраля действительно одобрило национальную политику индустриализации. Премьер ее активно пиарит и обещает, что в стране начнется бурное развитие наукоемкого производства.
«Как нам стать богатой нацией, богатой страной? Как достичь желаемого уровня благосостояния, который ближе к странам Северной Европы
Интеллектуальной — это само собой! Латвия не будет производить какой-то ширпотреб. Здесь будут только самые передовые заводы: чипы, автомобили, микроэлектроника. Шутки о шпротах останутся в прошлом.
У Кариньша даже есть ответ на вопрос, как провести эту реиндустриализацию. Все очень просто: деньги даст Европа. Глава латвийского правительства прямо заявляет, что нужно использовать средства из бюджета ЕС и европейского механизма стабилизации. А почему бы и нет?
В Германии и Франции, вероятно, очень хотят, чтобы на территории Прибалтики располагались современные мощные заводы…
Подобные концепции экономического развития рождаются в Латвии не от хорошей жизни. Еще три-четыре года назад никому и в голову не приходило заявить, что высокоразвитая транзитная отрасль — это зло. Тогда Рига, Вентспилс и Лиепая рассчитывали удержать перевалку российских грузов, полагаясь на свое выгодное географическое положение. Но в прошлом году эти планы пришлось пересмотреть. Дошло до того, что министр сообщения Латвии Талис Линкайтс призвал соотечественников привыкать к «новой нормальности»: грузы из России уходят, а новых ждать неоткуда.
С другой стороны, не могут же правительственные чиновники признаваться в том, что «профукали» важнейшую отрасль экономики.
Так возникает необходимость доказывать, что Латвия не проиграет от потери транзита. Даже наоборот!
Представитель Ассоциации арендаторов порта Лиепаи Арис Озолиньш недавно поприветствовал тот факт, что российский уголь уходит в Усть-Лугу
Кариньш пошел еще дальше и, по сути, объявил транзитную отрасль пережитком «советской оккупации».
В более широком контексте его заявление можно рассматривать как окончательный отказ Латвии от статуса «моста» между Востоком и Западом.
Кариньш — отнюдь не первый, кто задекларировал эту позицию. «Мы долгое время позиционировали себя как мост для грузов, людей и денег между Востоком и Западом. Эта модель ввиду геополитических тенденций, нормативных требований и просто изменения экономических факторов давно себя исчерпала», — заявил несколько дней назад президент Банка Латвии Мартиньш Казакс. С его оценкой ситуации согласен и президент прибалтийской республики Эгилс Левитс.
Латышский «секрет успеха» — быть не мостом, а частью Запада. Полностью интегрироваться в его экономическую систему, разрубить все «ненужные» связи с Россией вроде энергокольца БРЭЛЛ и транзитного бизнеса. Тогда придет успех.
А если не придет, то через несколько лет мы можем услышать, что Латвии вообще не надо быть богатой.
Не все же люди богатые! У кого-то уровень доходов средний или ниже среднего. В этом нет ничего постыдного.
Не в деньгах счастье, в конце концов.