Экономика Экономика

Перевозчики грузов бегут из Литвы

За год Литва потеряла больше сотни транспортных компаний. Угроза бегства литовских автоперевозчиков из страны была осознана еще в 2019 году, однако с тех пор литовские власти не сделали ничего, чтобы ее предотвратить. В результате Литве грозит потеря 1,6% ВВП, а руководство страны в очередной раз расписывается в своей полной неспособности ею управлять.

Осенью 2019 года правительство Саулюса Сквернялиса решило повысить коэффициент зарплаты водителей дальнобойщиков до 1,65 от минимальной литовской зарплаты. Решение, безусловно, отрадное, однако тут же обнаружилось, что оно разрушает литовский рынок автоперевозок

.

Владельцам логистических фирм оказалось не на что повышать водителям зарплаты так, чтобы не нести при этом убытков. Их бизнес оказался перед угрозой разорения.

Литовские автоперевозчики встали перед классической «дилеммой литовца»: либо патриотизм и банкротство, либо благополучие за счет эмиграции из Литвы
.

«По расходам Польша — оптимальный вариант: само учреждение, лицензии, расходы на это ниже. Когда компанию учредили, у нее был шанс на получение финансирования с самого начала. Тут и пакет мобильности: Польша географически расположена более благоприятно; если учесть требование вернуться, будет меньше "пустых" километров по сравнению с Литвой. Что касается суточных, там не установлен коэффициент на них. Кроме того, в Польше существует хорошая конкуренция на рынке страхования», — рассказывал на слушаниях в Сейме о проблемах литовской логистики и самом естественном способе их преодоления руководитель одной из транспортных компаний.

Ситуация на рынке автоперевозок была признана угрозой национальной безопасности Литвы, национальная экономика

оказалась перед перспективой потери десятков тысяч рабочих мест. Было признано также, что проблема не в требованиях правительства по зарплатам, а в государственной политике в целом. Из-за бездарного администрирования, чиновничьей волокиты и непомерных фискальных требований литовским перевозчикам проще вести бизнес из Польши.

Проблему обещали решать на самом высоком политическом уровне. И вот, похоже, «решили».

Литовская национальная ассоциация автомобильных перевозчиков Linava сообщила
, что за год Литва потеряла 115 транспортных компаний, которые переехали в другие страны ЕС, из-за чего литовский бюджет недосчитается 45 миллионов евро.

«Все больше транспортных компаний стремится продолжить свою деятельность за границей, ища способы выжить с минимальными затратами. Наш бизнес конкурирует с перевозчиками из Польши, Болгарии и Румынии, где условия для роста бизнеса намного более благоприятны», — говорит о сложившейся на рынке ситуации президент Linava Ромас Остинскас.

Малые логистические компании Литвы находятся перед лицом банкротства. «Это связано с тремя факторами: мерами, предусмотренными в пакете мобильности, пандемией COVID-19, начавшейся в прошлом году, и введением новых налоговых мер, которые увеличили нагрузку на перевозчиков и ухудшили условия конкуренции», — объясняет причины кризиса отрасли генеральный секретарь Linava Зенонас Буйвидас.

На пандемию в Литве сейчас будут валить все, в том числе коллапс автотранспортной отрасли. Однако кризис в ней начался еще до коронавируса. Озвучен на государственном уровне этот кризис был тогда, когда слова «COVID-19» еще не существовало.

Наконец, не коронавирус сделал так, что условия ведения бизнеса в Литве хуже, чем в Польше, Болгарии и Румынии. Не коронавирус подтолкнул литовскую логистику к кризису постановлением о зарплатах водителей, обещал разобраться и сделал. Это все — плоды системы государственного управления Литвой.

Политический класс Литвы на очередном примере показал свою фатальную недееспособность в ситуации, когда нужно реально руководить страной, а не хлопать ртом о «русской угрозе».

У него было полтора года на то, чтобы эффективно решить проблему, существование которой литовские власти всенародно признали и обещали решить. Каков же на сегодняшний день результат? По подсчетам Балтийского института исследований и разработок (BIRD) и компании Creditreform Lietuva, из-за ухода в другие страны литовских транспортников в Литве вырастет безработица, увеличится эмиграция, а ВВП республики просядет на 1,6%.

Чем же занималось руководство Литвы эти полтора года, чтобы сохранить для национальной экономики 1,6% ВВП? О, оно было очень занято. Оно «сдерживало» Россию, учило европейским ценностям страны «Восточного партнерства», возило по западным столицам Светлану Тихановскую и добивалось введения санкций против Беларуси. Видимо, чтобы добавить к мелким логистическим фирмам-банкротам еще и «Литовскую железную дорогу». Чтобы автотранспортным перевозчикам было не так обидно.

С какими бы вызовами ни сталкивался литовский истеблишмент, выясняется, что он не в силах эти вызовы преодолеть.

Власть имела несколько месяцев форы, чтобы подготовить Литву к осенней волне пандемии COVID-19, благодаря тому, что весной 2020-го страны Восточной Европы успели вовремя закрыться друг от друга границами. Как была использована эта фора? К концу года Литва вышла на первое место в мире по коэффициенту распространения коронавируса на 100 тысяч жителей, провалила вакцинацию, а сейчас продлила карантин еще на месяц.

Борьба официального Вильнюса с Белорусской АЭС превратилась в дурной анекдот. Сперва Сейм Литвы приравнял потребление энергии БелАЭС к государственной измене, а теперь Литва вопреки собственному законодательству ее потребляет, потому что не потреблять не может. Не способна держать под контролем энергетическое пространство на собственной территории.

Что же литовские правители считают примерами своей успешной политики? Выступления на престижных международных площадках, где они представляют красивые презентации в Power Point о постсоветской «истории успеха» Литвы и в самых решительных выражениях заявляют о существовании «русской угрозы».

То, чем они занимаются, это не государственное управление, а шоу-бизнес с попытками привлечь к Литве внимание массовой публики за счет дешевого дипломатического эпатажа.

Потому запрещать въезд Филиппу Киркорову — это пик их возможностей. Киркоров — это их уровень. Хотя Киркоров даже выше литовских политиков, потому что честнее. Он честно удовлетворяет массовый спрос на «попсу»: поет под фонограмму, пляшет в перьях и латексе и не называет себя представителем высокой культуры.

Зато литовские коллеги Киркорова считают, что то, что они делают, называется государственным управлением, а сами они — государственные деятели, которые реально способны с чем-то управиться.


Статья доступна на других языках:
Читайте также
3 ноября 2020
За время эпидемии коронавируса в литовском секторе транспорта и логистики ликвидировано 87 компаний и 534 рабочих места. В случае с Литвой экономические последствия пандемии усугубляются бессмысленным конфликтом между Вильнюсом и Минском — его первыми жертвами стали именно автоперевозчики.
14 декабря 2020
Старое и новое правительства Литвы поддерживают инициативу бывшего кандидата в президенты Беларуси Светланы Тихановской ввести санкции против белорусских предприятий, продукция которых идет на экспорт через Клайпедский порт.
21 ноября 2020
Если не принять мер, то скоро задолженность Литвы превысит 60% ВВП. Об этом заявила кандидат на пост премьер-министра страны Ингрида Шимоните.
8 декабря 2016
Вопрос о возможности увеличить количество разрешений на перевозки для литовских дальнобойщиков на переговорах с Россией Литвой даже не поднимался.