Литовско-украинские отношения дали серьезную трещину. Ранее Киев обещал поддержать бойкот Белорусской атомной электростанции (БелАЭС), но с первых дней нового года украинские компании возобновили импорт дешевого электричества из Беларуси. Литовские политики в приватных беседах со своими украинскими коллегами возмущаются этим фактом.
В середине 2019 года на Украине заработала новая модель рынка электроэнергии. Этим по максимуму воспользовалось государственное производственное объединение «Белэнерго»: всего за шесть месяцев Беларусь продала украинским трейдерам электричества на 45,57 миллиона долларов. Больше закупила только Литва.
Но уже в 2020 году Украина резко поменяла приоритеты в энергетической политике, причем произошло это еще до переизбрания Лукашенко. С января по апрель объемы импорта электричества из Беларуси снижались, в мае коммерческие поставки вообще прекратились. К тому моменту уже был введен мораторий на импорт электричества из России и Беларуси до конца эпидемии коронавируса.
Эта новость очень обрадовала Литву, которая пыталась организовать энергетическую блокаду Беларуси.
Польша поддержала бойкот БелАЭС, с Латвией шли напряженные переговоры, а с Украиной вопрос решился сам собой.
Она решила, что спокойно обойдется без белорусского электричества — хватит мощности собственных АЭС и теплоэлектростанций.
В том же мае тогдашний министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас провел телефонные переговоры с и. о. министра энергетики Украины Ольгой Буславец. Она заверила, что в борьбе с БелАЭС Вильнюс может рассчитывать на содействие Киева.
«Несмотря на то, что в прошлом звучали различные заявления, сообщение Украины теперь ясно: она не планирует и не будет покупать электроэнергию у Белорусской АЭС в краткосрочной или долгосрочной перспективе», — обнадежил соотечественников Вайчюнас.
Финальный штрих: в ноябре Буславец провела совещание с представителями энергетической отрасли страны и заявила, что в 2021 году Украина не будет торговать электричеством с Беларусью — ни экспортировать, ни импортировать.
Литовских товарищей это должно было окончательно успокоить. Но потом произошло то, чего они никак не ожидали.
16 декабря Национальная комиссия по регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРКЭУ) сняла ограничения на импорт электроэнергии из России и Беларуси.
А с января украинская промышленность поспешила воспользоваться этими послаблениями. Первые суточные аукционы по доступу к белорусско-украинским межгосударственным сетям выиграли компании «Днепросталь-Энерго» Виктора Пинчука и «Донбассэнерго» Максима Ефимова.
Отдельные украинские СМИ сразу увидели признаки «зрады». Неужели Украина станет рынком сбыта для атомной электростанции, которую Путин построил в Беларуси? А что скажут литовцы?
Они, как выяснилось, действительно пытаются донести до Украины свое возмущение.
Обратимся к словам народного депутата Украины, бывшего глава СБУ Валентина Наливайченко: «Имел разговор с коллегами из Литвы и Еврокомиссии. Сказать, что европейские партнеры разочарованы решением украинских властей покупать электричество с Белорусской АЭС, — ничего не сказать. Как же так, ваши президент и премьер начали этот год с разрушения собственного энергорынка и вопреки общей позиции ЕС по санкциям против режимов в Беларуси и РФ?! Еще осенью 2020-го украинские власти на официальном уровне уверяли партнеров по Евросоюзу, что ни в коем случае не планируют сотрудничать с путинской АЭС в Беларуси, а с нового года вероломно начали покупать (!) у нее ток».
Дальше Наливайченко рисует «фейковую» картину происходящего: «Благодаря единству наших партнеров Белорусская АЭС фактически потеряла рынок сбыта, с расчетом на который ее строили. Но тут случилось то, чего европейцы и представить себе не могли: на помощь Лукашенко и Путину пришла Украина».
Заявление, конечно, рассчитано на не самую образованную публику. Во-первых, какие санкции против Белорусской АЭС введены в Евросоюзе? Никаких. Во-вторых, о каком «единстве партнеров» идет речь, если министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис публично обвиняет Латвию в провале блокады БелАЭС?
Наконец, сама Литва не остановила физический поток электроэнергии из Беларуси, хотя была обязана сделать это в соответствии со своими же законами. Продукция БелАЭС тоже попадает на ее рынок — какие претензии могут быть к Украине?
Вместо того, чтобы задать эти вопросы коллегам из Литвы, господин Наливайченко солидаризовался с их позицией. То же самое сделал другой депутат Верховной рады Украины — известный «порохобот» Алексей Гончаренко.
В эфире ток-шоу «Свобода слова Савика Шустера» Гончаренко заявил, что и ему пришлось краснеть перед литовскими друзьями: «Я сегодня говорил со своим коллегой, главой комитета по вопросам международных дел Сейма Литвы. Он говорит: "Мы всегда поддерживаем Украину. Но мы отказываемся сегодня от электроэнергии с Белорусской атомной электростанции, которая у нас на границе, и вы начинаете ее покупать"».
Опять же, упомянутый литовский депутат забывает упомянуть, что его страна отказывается от продукции БелАЭС только на бумаге: торговля формально осуществляется на латвийской бирже, а по факту электричество напрямую поступает из Беларуси.
Эта схема заработала еще при предыдущем правительстве. Теперь же Дайнюс Крейвис публично признает, что блокада БелАЭС провалилась. Ее никто не соблюдает. Тогда на каком основании Украина должна отказываться от белорусского электричества?
Возобновление импорта электричества из Беларуси и России Наливайченко объясняет происками «российских агентов» на Украине.
В действительности все намного проще: дешевая электроэнергия нужна ферросплавным заводам олигарха Игоря Коломойского (это основа его бизнес-империи). Очевидно, именно он после победы Зеленского пролоббировал так называемую «поправку Геруса», которая позволила Украине возобновить закупки белорусского и российского электричества.
Но это схема едва ли устраивает Рината Ахметова, который контролирует на Украине добычу угля и тепловую генерацию. Конкуренция на энергорынке ему ни к чему.
Пока два самых влиятельных украинских олигарха перетягивают канат, обычным людям рассказывают политические небылицы. Те, кто хочет импортировать электричество, — агенты Кремля. Те, кто не хочет, — тоже агенты Кремля, потому что не дают развиваться украинской промышленности. В общем, все как всегда: Путин против Путина…
Пока что литовские политики не выносят сор из избы и не возмущаются энергетической политикой Киева публично. Но это пока.
Со временем Белорусская АЭС может серьезно подпортить отношения между двумя странами, кажущиеся идиллическими.