Украина хочет отключиться от энергосетей России и Беларуси по примеру Прибалтики
Алексей Ильяшевич
Украина должна в срочном порядке выйти из объединенной энергосистемы с Россией и Беларусью, потому что она приводит к «своеволию монополистов». Об этом в эфире ток-шоу «Свобода слова Савика Шустера» заявил исполняющий обязанности министра энергетики Украины Юрий Витренко. Примечательно, что трансформировать рынок электроэнергии на Украине собирается тот самый человек, который довел до ручки газовую отрасль. На очереди новая жертва.
«Нам нужно срочно, срочно отсоединяться от объединенной энергосистемы с Беларусью и РФ, объединяться с европейской энергосистемой, и как раз это будет одной из главных моих задач, чтоб мы были частью Европы, нормального рынка, где нет своеволия монополистов… И это будет в интересах Украины, нашей энергетической безопасности, а энергетическая безопасность — это национальная безопасность» — заявил Витренко.
Перед этим он напомнил зрителям об итогах своей работы в «Нафтогазе». Благодаря команде «реформаторов» во главе с Андреем Коболевым Украина с 2015 года не импортирует российский газ напрямую. «Монополия Кремля» сменилась свободным рынком. Только его бремя для конечных потребителей оказалось непосильным.
Именно поэтому в украинском законе «О рынке газа» есть одна «лазейка». Статья 11 гласит, что «в целях обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа на субъектов рынка природного газа в исключительных случаях и на определенный срок могут полагаться специальные обязанности». Иными словами, правительство имеет право регулировать тарифную политику.
Вплоть до 2020 года оно так и делало. Для промышленности действовала рыночная цена (с привязкой к европейским хабам), а бытовые потребители получали газ по льготным ценам, которые все равно были на порядок выше, чем во времена «бандитской власти» Януковича. Но могли быть еще выше.
В Кабмине Владимира Гройсмана понимали, что отпустить тарифы в «свободное плавание» означало бы спровоцировать в стране тяжелейший энергетический кризис.
Но вечно тянуть нельзя. Международные партнеры подгоняли Зеленского: пора имплементировать нормы Третьего энергопакета ЕС и создать наконец «нормальный» рынок природного газа на Украине! Он и создал.
Стоит признать, момент для этого был выбран подходящий: лето 2020 года. Тогда, в разгар эпидемии коронавируса, голубое топливо в Европе продавалось по рекордно низким ценам. Но было очевидно, что по мере ослабления карантинных ограничений и приближения к отопительному периоду ситуация на рынке изменится. Так и произошло: спотовые цены на европейских биржах по сравнению с летом поднялись в разы.
В январе украинцы схватились за головы, когда получили «рыночные» платежки. Результат — тарифные бунты по всей стране.
Власть не на шутку испугалась массовых народных волнений. По инициативе Зеленского правительство снова снизило тариф для бытовых потребителей (6,99 гривны за тысячу кубометров). А международные партнеры снова выразили обеспокоенность тем, что на седьмом году безудержной евроинтеграции Киев не может отказаться от методов госрегулирования в сфере энергетики.
На нужды бытовых потребителей Украине вполне хватает газа собственной добычи — она могла бы реализовывать его по низким ценам, а не генерировать сверхприбыли «Нафтогаза», которые неизвестно куда деваются. Остальные необходимые объемы можно напрямую закупать у «Газпрома». Более простого и здравого подхода к энергетической политике Украины не существует.
Но майданные реформаторы все делают наоборот.
Они добровольно обязались отпускать газ конечным потребителям по ценам, которые формируются на европейских хабах, а продукцию «Газпрома» закупают через польские, венгерские, словацкие «фирмы-прокладки».
Более извращенную схему и придумать трудно.
Зеленский безропотно принял это наследие Порошенко. Ситуация для него кажется безвыходной. Украина обязана «отпустить» рынок газа, но население физически не сможет платить по новым тарифам.
Это тупик, в который страну завели не без деятельного участи Юрия Витренко — многолетнего исполнительного директора «Нафтогаза», куратора судебных исков против «Газпрома» и апологета «энергетической независимости» от Москвы.
По иронии судьбы, этот человек сегодня расхлебывает последствия необдуманной энергетической политики, которую сам же помогал воплощать в жизнь. Сначала Зеленский пытался «протащить» его кандидатуру через парламент. Но Верховная рада не дала голосов за назначение Витренко на должность первого вице-премьера — министра энергетики. Тогда на экстренном заседании Кабинета министров бывшего топ-менеджера «Нафтогаза» сделали главой Минэнерго с приставкой «исполняющий обязанности».
На новом посту Витренко не раскаялся в том, что много лет был одним из «фронтменов» преступной энергетической политики Украины. Напротив, он хвастается своими «достижениями» и стремится повторить их в других сферах.
Газовая зависимость осталась в прошлом — теперь нужно выходить из общей энергосистемы с Россией и Беларусью.
Если учесть, что Витренко считается человеком Коломойского, подобные заявления из его уст звучат странно. Ведь именно Коломойский был главным лоббистом возобновления импорта российского электричества в 2019 году. Его ферросплавные заводы нуждались в дешевых источниках энергии.
Зато Ринат Ахметов, который через компанию ДТЭК контролирует добычу угля и тепловую генерацию в стране, ставит перед собой прямо противоположную задачу: никакой конкуренции на этом рынке быть не должно. Тогда ахметовские теплоэлектростанции смогут спокойно «заламывать» цены и увеличивать состояние самого богатого человека Украины.
Витренко, казалось бы, будет лоббировать интересы Коломойского и найдет аргументы в пользу того, что торговля электроэнергией с Россией и Беларусью оправданна. С другой стороны, стратегические задачи Министерства энергетики были сформулированы и закреплены в документах еще несколько лет назад. Витренко обязан следовать этому курсу.
По факту, на ток-шоу у Шустера он не сказал ничего нового. Соглашение об условиях присоединения объединенной энергосистемы Украины к европейской континентальной сети было подписано в Брюсселе еще в 2017 году. Оно предполагает, что к 2025 году Незалежная сможет стабильно функционировать в изолированном от России и Беларуси режиме. И тогда ей на голову свалится счастье.
В том же 2025 году с континентальной Европой должны синхронизироваться Литвы, Латвия и Эстония.
Тема выхода Прибалтики из БРЭЛЛ регулярно поднимается в средствах массовой информации. На Украине происходят аналогичные процессы — об этом знают немногие.
Юрий Витренко лишь подтвердил, что соглашение об «энергоинтеграции» Украины остается в силе. Непонятен разве что тезис о необходимости срочно отключиться от объединенной энергосистемы с Россией и Беларусью. О какой срочности может идти речь, если по плану Украина сможет синхронизироваться с европейскими электросетями только через несколько лет?
Витренко не может этого не знать. Возможно, он просто использует радикальную антироссийскую риторику для самопиара. Это в его стиле.
Или же затевается новая грандиозная авантюра.
Рядовым украинцам стоит надеяться, что верным окажется первый вариант.