Министр финансов Украины Сергей Марченко объявил, что Международный валютный фонд не выделит Киеву транш в рамках программы экстренной финансовой помощи для борьбы с COVID-19. Больше того, в МВФ угрожают требованиями досрочно вернуть ранее выданные Украине кредиты. Из-за непреклонности внешних кредиторов над Незалежной в очередной раз нависает угроза дефолта.
В июне 2020 МВФ утвердил новую программу кредитования Украины в объеме $5 миллиардов в течение полутора лет. Первый перевод $2,1 миллиарда в Киеве уже получили и надеялись до конца года получить еще 2 платежа по $700 миллионов. Однако этого не произойдет: МВФ не хочет больше давать Украине кредиты, так как (по их мнению) в стране не проводятся реформы при наличии высокого уровня коррупции.
Более того, Марченко заявил, что МВФ и вовсе может еще больше ужесточить свою позицию: «Дело не только в том, что мы можем не получить средства по этим программам. Есть также риск того, что нас могут поставить перед необходимостью досрочно вернуть ранее взятые кредиты».
В связи с этим встает закономерный вопрос: а так ли уж нужны украинцам новые деньги в долг? Может ли Украина обойтись без кредитов? Если нет, то что же будет — дефолт? Аналитический портал RuBaltic.Ru задал эти вопросы украинским экспертам.
Если вы тратите больше, чем зарабатываете, то нужны ли вам деньги в долг? А откуда возьмется разница между тратами и заработком? Этими интересными вопросами задается эксперт Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.
«У вас есть два варианта: первый — искать, где взять в долг; второй — снижать расходы, ибо вряд ли получится быстро нарастить доходы. Снижать расходы можно, но только не социальные — после такой "экономии" вы долго в своем кресле не просидите. Значит, необходимо одалживать деньги. Кредит можно взять и у не МВФ, но намного дороже. МВФ дает дешево, но под политические требования. Это и понятно: ничего просто так не бывает.
И если то, что от нас хотят, совпадает с тем, чего хотим мы, то зачем платить больше? А если требования кредитора не подходят, то необходимо хорошо подумать, брать ли кредит на таких условиях.
Что касается дефолта.
Если вы не хотите жить дальше, тогда дефолт — именно то, что вам нужно. А если вам жизнь мила, но вы продолжаете и дальше тратить больше, чем зарабатываете, то смотрите первый вариант.
Но после отказа выполнять свои обязательства надеяться на то, что вам опять дадут в долг, немного наивно», — комментирует Пендзин.
«На мой взгляд, тот факт, что недавно нам пришел из ЕС первый транш на 600 миллионов евро, условием получения которого было выполнение программ, согласованных с МВФ, говорит о том, что мы их исправно выполняем. То есть вероятность получения транша МВФ увеличивается», — считает экономический эксперт Украинского института будущего Даниил Монин
Аналитик напоминает: Украина привлекает кредиты, чтобы отдать предыдущие долги, так одни долги замещают другие. Хотя если государство, например, решит конвертировать кредиты в гривну и покрыть таким образом дефицит бюджета, то это приведет к значительному увеличению долговой нагрузки. Понятно, что в любом случае отдавать кредиты нам приходится с процентами, но их выплата уже заложена в дефиците бюджета.
Кстати, говорит Монин, если посмотреть, как нам ранее предоставлялись кредиты, то можно заметить определенную закономерность: сначала нам дает деньги ЕС, потом через какое-то время — МВФ, следом — другие международные финансовые организации.
Когда власть пугает граждан дефолтом, то она забывает уточнить, что Украина находится в состоянии хронического дефолта уже 28 лет.
Ведь неисполнение обязательств государства перед своим населением по социальным выплатам, выплатам вкладов в «Ощадбанке», выплатам чернобыльцам и другим льготным категориям, уменьшение пенсий, невыплаты по незащищенным статьям бюджета — все это является дефолтом государственных финансов, утверждает экономист Всеволод Степанюк
«МВФ не дает кредиты как раз потому, что уже достиг своей цели по устранению с мировой экономической карты конкурента в виде Украины.
Благодаря "рекомендациям" МВФ на Украине уже практически уничтожены промышленность, наука, образование и медицина. Страна превратилась в поставщика сырья и рабочей силы.
С выполнением каждого нового приказа МВФ жизнь в стране становится все хуже, а экономика уменьшается. Требования фонда всегда направлены исключительно на защиту интересов транснациональных корпораций, прежде всего американских и британских.
Именно поэтому необходимо прекращать сотрудничество с этой организацией. Для этого нужно полностью изменить парадигму развития государства — с либеральной образца XIX века на модель современного управления экономикой, образцами которой могут служить Швеция, Китай, Южная Корея. А валюту в кредит можно брать как на внутреннем, так и на внешнем финансовом рынке. Возможно, на 1–2% больше, чем у МВФ, но зато без разрушающих страну условий», — предлагает альтернативу Степанюк.
Экономист Александр Гаврутенко считает, что не стоит рассматривать МВФ в личностных категориях, с позиции хочет — не хочет. Это в первую очередь институция, которая действует в соответствии со своими целями, правилами и регламентами. И главная цель МВФ как раз и заключается в том, чтобы не допускать суверенных дефолтов, что всегда влечет за собой нарушение международных торговых и инвестиционных программ и как следствие — лавинообразные финансовые проблемы в связанных здоровых экономиках.
Именно поэтому, по мнению эксперта, МВФ не просто предоставляет самые дешевые кредиты для своих заемщиков, но и выдвигает требования по устранению факторов, которые приводят страны к кризисам.
«Для Украины этим требованием является огромный массив мер по реформированию системы государственного управления, по обеспечению независимой финансово-денежной системы, судебной реформы, борьбе с коррупцией и прочее. Альтернативой работе с МВФ всегда выступает открытый рынок капитала, где участвуют практически все страны мира, вопрос только в том, какова стоимость заимствований у каждой из них. Стабильные экономики привлекают деньги куда дешевле, нежели может предложить МВФ.
Украине же пока это не светит, а любой разрыв или пауза в нашем сотрудничестве с МВФ — это всегда негативный сигнал для рынков и других международных партнеров, означающий увеличение рисков, а значит, и удорожание финансового ресурса для нас. Равно как и любой компромисс или даже декларация намерений о продолжении взаимодействия дает всем повод для оптимизма, кроме, конечно же, украинского чиновника, который исключительно под таким вот давлением способен что-то в своей работе менять. Так что если украинской власти так сильно хочется избавиться от влияния МВФ, для этого всегда есть надежный способ: провести наконец-то необходимые для страны, ее экономики и народа реформы», — заключает Гаврутенко.
Кредиты МВФ уже давно не нужны Украине, категорично утверждает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Поэтому и хорошо, что они теперь не дают денег, это даст возможность погасить долги им и наконец-то избавиться от их советов (порой напоминающих приказы), которые, как правило, ошибочны.
«На текущий момент золотовалютные резервы Украины составляют более $26 миллиардов — это даже больше, чем было до Майдана. На валютном рынке явно избыток валюты, и поэтому наблюдается ревальвация гривны, что вызывает недовольство отдельных украинцев, которые хотели бы заработать на девальвации национальной денежной единицы. А украинской власти очень удобно все свои непопулярные решения объяснять требованиями бухгалтеров фонда.
Так что ругаться с МВФ Зеленский и его команда не будут, говоря нам, что без их денег Украина обойтись не может. Хотя при этом президент и правительство уже давно не выполняют рекомендации и просьбы МВФ и США.
И вскоре банкирам останется лишь возмущаться, но ничего сделать они не смогут: для них Украина уже давно потеряна. Времена, когда Киев действительно не мог без этих кредитов обойтись, уже закончились», — предрекает Охрименко.
Понятно, что любой кредитор заинтересован в том, чтобы не только получить прибыль, но и вернуть одолженное. Поскольку экономическая ситуация в Украине постоянно ухудшается, коррупция не искоренена (несмотря на сразу четыре созданных американцами структуры для борьбы с ней), бюджетные средства, предназначенные на борьбу с пандемией, переброшены на дорожное строительство, понятно, что следующий транш Киев может и не вернуть.
И какой смысл в таком случае финансировать того, кто может вскоре стать банкротом?
Поэтому западные партнеры, приложившие руку к созданию этой печальной ситуации, теперь не спешат проводить реанимационные процедуры. Умерла так умерла.