Экономика Экономика

Вслед за углем уйдут удобрения: Россия строит новый терминал на замену Прибалтике

Российская компания «ФосАгро» — один из ведущих мировых производителей фосфоросодержащих удобрений — построит специализированный терминал навалочных грузов на берегу Кольского залива. В Мурманской области этому проекту присвоен статус стратегического, а созданная под него компания на днях стала четвертым «якорным» резидентом территории опережающего развития (ТОР) «Столица Арктики». Строительство нового терминала можно рассматривать как часть долгосрочной кампании по переориентации российского транзита, которая бьет главным образом по Прибалтике.

ПАО «ФосАгро» занимает первое место в мире по производству высокосортного апатитового концентрата и первое место в России по объему поставок удобрений в целом. Более 50 марок ее продукции поставляют в 102 страны мира на всех обитаемых континентах.

Неудивительно, что именно эта компания стала одним из флагманов переориентации российского транзита на отечественные порты.

Часть своих многомиллиардных доходов она вкладывает в строительство новых терминалов.

В 2015 году «ФосАгро» и «Ультрамар» запустили в порту Усть-Луга «Смарт Балк Терминал». С тех пор он успешно работает и перевалил уже не один миллион тонн удобрений.

Затем на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) 2019 года был подписан долгосрочный договор перевалки продукции «ФосАгро» через «Ультрамар терминал», который строится в той же Усть-Луге.

Его использование начнется через несколько месяцев. А к 2023 году новый терминал навалочных грузов должен появиться под Мурманском, на западном берегу Кольского залива.

Начало этому проекту также было положено на ПМЭФ-2019. «ФосАгро» выступила заказчиком работ, а компания «Инфотек Балтика» — исполнителем. Компании подписали соответствующее соглашение, о котором поспешил рассказать врио губернатора Мурманской области Андрей Чибис. По его словам, новый терминал не только увеличит мощности порта, но и улучшит экологическую обстановку, поскольку перевалка грузов будет вестись на противоположном от города западном берегу.

Отчасти благодаря этому контракту в Мурманской области была создана территория опережающего развития «Столица Арктики» — первая в арктической зоне России.

Планы появились прошлой осенью, официальную заявку региональные власти отправили в Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики в конце января этого года. Затем проект был вынесен на общественное обсуждение и получил позитивные оценки экспертов.

К тому моменту уже было известно, что у «Столицы Арктики» будет как минимум четыре «якорных» инвестора: ООО «НОВАТЭК-Мурманск», ООО «Морской торговый порт «Лавна», ООО «Морской терминал ТУЛОМА» и АО «Корпорация развития Мурманской области».

В мае правительство России создало на территории городского округа город Мурманск и муниципального образования Кольский район территорию опережающего развития. Для ее резидентов предусмотрен целый перечень налоговых льгот и административная поддержка.

Ожидалось, что «Тулома» получит этот статус уже в июне, но процесс затянулся на несколько месяцев.

«Здесь сложность составляет тот факт, что все резиденты должны быть зарегистрированы здесь и не иметь филиалов, у них (ООО «Морской терминал «Тулома» — прим. RuBaltic.Ru) был филиал, сейчас они перерегистрируются из Москвы на территорию Мурманской области», — сообщила вице-губернатор области Ольга Кузнецова.

Наконец, на днях дочерняя компания «ФосАгро» стала четвертым «якорным» резидентом ТОР «Столица Арктики». На этом вся бумажная волокита должна закончиться.

Проекту «Строительство морского специализированного терминала навалочных грузов в морском порту Мурманск» уже присвоен статус стратегического инвестиционного проекта Мурманской области, правительство региона заключило с ООО «Морской терминал «Тулома» соглашение о государственной поддержке. Проект разработан, финансирование найдено. Остается только дождаться, когда на берегу Кольского залива появится новый терминал.

Главная причина его строительства — рост экспортных возможностей компании «ФосАгро». К 2025 году она планирует увеличить ежегодный объем производства до 11,5 миллиона тонн (плюс 2,5 миллиона к уровню 2018 года).

Но есть и сопутствующая задача, о которой обмолвилась уже упомянутая Ольга Кузнецова: «Нельзя не отметить, что производители этой продукции реализуют поставленную президентом задачу по переориентации перевалки своей продукции с зарубежных терминалов, в первую очередь расположенных в странах Прибалтики, на морские терминалы в российских портах».

Означает ли это, что продукция «ФосАгро», которая сегодня обрабатывается в портах Латвии, будет перенаправлена в сторону Мурманской области? Нет.

Ее будут переводить в Усть-Лугу, где строится «Ультрамар терминал» (при желании производители удобрений могут профинансировать создание дополнительных мощностей).

«Тулома» будет выполнять другую задачу.

В Мурманской области работает горно-обогатительный комбинат «Апатит» —  крупнейший в Европе производитель фосфатного сырья и ключевой актив группы «ФосАгро». Его продукция пользуется растущим спросом за рубежом. Очевидно, терминал «Тулома» будет «заточен» под нужды «Апатита». Новая портовая инфраструктура создается неподалеку от Хибинских гор, где ведется добыча полезных ископаемых.

Выходит, этот проект никак не повлияет на перевалку грузов в портах Прибалтики? Повлияет, хоть и опосредованно.

Ведь в транзитной отрасли все взаимосвязано. Порты подобны сообщающимся сосудам.

Если «Апатит» действительно будет наращивать производство, ему придется искать новые возможности для экспорта своей продукции. Варианта здесь два: либо строить новый терминал, либо использовать уже существующие. Но в том-то и дело, что процесс переориентации российского транзита «буксует» из-за нехватки на территории РФ специализированных терминалов.

Дефицит портовых мощностей лишь усилится, если экспорт не будет сопровождаться строительством новой инфраструктуры, необходимой для его перевалки. Поэтому вице-губернатор Мурманской области абсолютно права: проект «Тулома» можно рассматривать как часть долгосрочной кампании по переориентации российского транзита.

Она бьет главным образом по Прибалтике. Не столько по литовской Клайпеде, которая удерживает транзит белорусских удобрений, сколько по Риге, Вентспилсу и Лиепае.

Помнится, министр сообщения Латвии Талис Линкайтс говорил, что в дальнейшем не ожидает радикального сокращения грузопотока из России. Так и хочется спросить его: а вы уверены?

Процесс еще далек от завершения. Впереди самое интересное.

Ни копейки русофобам: Прибалтика ТЕРЯЕТ транзит российских удобрений
Ни копейки русофобам: Прибалтика ТЕРЯЕТ транзит российских удобрений


Читайте также
1 декабря 2020
«Латвийская железная дорога» (ЛЖД) приступила к согласованию маршрута пассажирского поезда Калининград — Санкт-Петербург, который будет пересекать территорию прибалтийской республики.
24 ноября 2020
Власти Латвии просят Россию остановить процесс переориентации транзитных грузов на порты Ленинградской области. До какой же степени отчаяния дошла прибалтийская республика, чтобы «бить челом» перед властями «страны-агрессора»?
27 октября 2020
Для морских портов и железных дорог Латвии осталась одна надежда — на то, что Россия поделится с их страной белорусским транзитом.
24 ноября 2020
Латвия так настойчиво и демонстративно рвала все связи с Россией, что осталась без грузов для своих железных дорог и портов. Об этом заявил российский сенатор Алексей Пушков.