Экономика Экономика

Переориентация транзита: «Беларусь хочет решить свои проблемы за счет россиян»

Латвийская транзитная отрасль заканчивает 2020 год с удручающими показателями. К началу отопительного сезона в Европе порты Риги, Вентспилса и Лиепаи не сумели нарастить перевалку российского угля. О том, почему руководство РФ ставит бюрократические препоны на пути грузопотока в Латвию, может ли финский транзит заменить российский и что мешает Беларуси пользоваться услугами портов Ленинградской области, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал главный редактор информационно-аналитического агентства «ПортНьюс» Виталий ЧЕРНОВ.

— Г-н Чернов, в распоряжении редакции латвийского телеканала TV3 оказалось письмо, в котором власти прибалтийской республики просят Россию остановить процесс переориентации транзитных грузов. Его автор — заместитель госсекретаря Министерства сообщения Латвии Улдис Рейманис — жалуется на длительную бюрократическую процедуру таможенного оформления в России: клиенты латвийских портов должны получить одобрение и РЖД, и Минэкономразвития, и Минтранса России. На Ваш взгляд, резонно ли говорить о том, что Россия ставит бюрократические преграды на пути грузопотока в Латвию?

— Переориентация российских внешнеторговых грузов в отечественные порты — это долгосрочная стратегия, которая реализуется уже на протяжении почти 20 лет. Сейчас она входит в завершающую фазу: стоит задача ликвидировать зависимость от прибалтийских портов в сегменте навалочных грузов, в основном минеральных удобрений и руды. В случае своевременной реализации проектов по созданию соответствующей инфраструктуры в России (терминалы в Усть-Луге, порту Приморск) примерно с 2025 года такая зависимость будет ликвидирована.

В портах сопредельных государств останется лишь незначительная часть российских внешнеторговых грузов.

Что касается бюрократических препон, то у меня нет информации о том, что преграды ставятся специально. Но могу предположить следующее: РЖД, Минэкономразвития и Минтранс России должны увидеть достаточное основание тому, что груз, ориентированный на Россию, перегружается в иностранных портах.

Если груз может перегружаться в отечественных портах, то государство заинтересовано в том, чтобы так и происходило.

Это обычная практика: российские товары, идущие на европейский рынок, также сталкиваются со множеством бюрократических преград.

— Из письма следует, что в октябре порты Латвии могли обработать 4 832 вагона с углем, но власти РФ согласовали только 279. А в ноябре не согласовали вообще ни одного вагона. Это как-то связано с тем, что в Европе по-прежнему низкий спрос на энергоресурсы? Или он уже восстановился?

— Грузопоток угля на западном направлении имеет долгосрочную тенденцию на снижение из-за реализации стратегии ЕС по поэтапному отказу от этого вида топлива. Возможны локальные, краткосрочные флуктуации на рынке, однако общий тренд именно таков. Рост перевалки угля в Балтийском бассейне России наблюдался только через специализированный терминал «Ростерминалуголь», предлагающий наиболее экологичный и эффективный способ перевалки и хранения; через остальные терминалы (Выборг, Калининград) экспорт угля снижался.

С завершением реализации программы по расширению пропускной способности БАМа (Байкало-Амурской магистрали — прим. RuBaltic.Ru) и Транссиба ожидается дальнейшее падение объемов перевалки угля

на европейском направлении и перенаправление грузопотока на порты Дальнего Востока.

— Рейманис также вспоминает о новом направлении грузовых перевозок из Калининграда в Санкт-Петербург через Латвию. Россия решила не участвовать в этом проекте, как утверждается, по политическим мотивам. А с точки зрения логистики он представляет какой-то интерес?

— Все зависит от конкретных условий. Россия давно указывала на высокую стоимость перевозки транзитного груза через территорию Латвии.

В настоящее время в России строятся новые паромы для паромной линии Усть-Луга — Балтийск в обход территории иностранных государств.

Линия Усть-Луга — Балтийск вполне востребована, по ней перевозится до 1,2 миллиона тонн грузов в год с потенциалом роста до 2,1 — 2,2 миллиона тонн. Новый паром «Маршал Рокоссовский» проекта CNF19M с 2021 года должен выйти на данную линию. Затем подключится второй паром этого же проекта «Генерал Черняховский», который находится в процессе строительства.

Более того, рассматриваются планы по организации морской контейнерной линии между Калининградской и Ленинградской областями.

Поэтому ставка будет делаться именно на морские перевозки.

— Бывший президент Латвии Валдис Затлерс предложил сосредоточиться на обработке грузов из Финляндии, которые идут в направлении Польши и Германии. Я не очень понял, о чем он говорит. О каких грузах? Разве сможет финский транзит хотя бы частично компенсировать потерю российского?

— Уверен, что не сможет, поскольку такого объема грузов там нет. Тем более что такие порты, как Гамбург, Роттердам и так далее, являются развитыми портами-хабами с налаженной логистикой перераспределения грузопотоков по Европе.

— У финнов есть своя портовая инфраструктура. Так зачем им обращаться к услугам Латвии? Выгружаться в Риге и следовать дальше по железной дороге в Европу? А не проще добраться до тех же Польши и Германии по морю?

— Возможно, речь идет о каких-то отдельных логистических схемах, если порты Латвии смогут предложить интересные условия. Однако вряд ли это будут какие-то существенные объемы.

— Недавно в СМИ проскальзывала информация, что у финских портов, в отличие от прибалтийских, грузооборот не падает. Это действительно так? Почему Финляндия избежала участи Латвии?

— Падают, просто не так сильно. Например, грузооборот порта Хамина-Котка снизился за январь-октябрь 2020 года примерно на 18%, а грузооборот Риги — на 27%.

Это можно объяснить тем, что порты Финляндии менее зависимы от российского транзита, а экономика страны более развита и устойчива к кризисным ситуациям, чем экономика той же Латвии.

Например, через Финляндию перегружается примерно 6 миллионов тонн российских внешнеторговых грузов в год, через Латвию — пока около 11–12 миллионов тонн в год, то есть в два раза больше. Кроме того, Финляндия поддерживает хорошие политические отношения с Россией.

— Недавно замглавы Минтранса РФ Юрий Цветков заявил, что Россия не будет делать скидки из бюджета для снижения стоимости транспортировки белорусских грузов. РЖД снижать тариф более чем на 50% отказывается. По-Вашему, это тупик? В очередной раз все ограничится пустой болтовней?

— По сути, Беларусь в лице ее руководства хочет решить свои внешнеполитические проблемы за счет средств российских налогоплательщиков.

По нашим данным, для обеспечения рентабельности перевалки белорусских грузов через порты Ленобласти необходимо предоставление скидок РЖД в объеме порядка 70%, что будет означать фактическое субсидирование белорусского транзита за счет государственных средств России. Учитывая нестабильность политического режима в Беларуси (как с точки зрения его отношений с Россией, так и с точки зрения его внутренней устойчивости), я считаю нецелесообразным вкладывать средства россиян в белорусскую логистику.

Лично я сомневаюсь в серьезности планов белорусского руководства организовать долгосрочную логистическую схему через российские порты.

С другой стороны, Беларусь, как и любое государство, должна быть заинтересована в наличии «запасного аэродрома» для своих грузов. Таковым может стать Россия. В случае реализации всех заявленных планов по созданию новых балкерных терминалов в порту Усть-Луга Беларусь получит возможность перевалки части своих грузов через этот российский порт.

Но вряд ли это должно субсидироваться самой Россией.

"Не забирайте наш хлеб": Латвия пошла НА ПОКЛОН к России!
"Не забирайте наш хлеб": Латвия пошла НА ПОКЛОН к России!

Читайте также
23 ноября 2020
Министерство сообщения Латвии направило российским коллегам письмо с просьбой остановить падение грузопотока в балтийской республике.
24 ноября 2020
Власти Латвии просят Россию остановить процесс переориентации транзитных грузов на порты Ленинградской области. До какой же степени отчаяния дошла прибалтийская республика, чтобы «бить челом» перед властями «страны-агрессора»?
24 ноября 2020
Латвия так настойчиво и демонстративно рвала все связи с Россией, что осталась без грузов для своих железных дорог и портов. Об этом заявил российский сенатор Алексей Пушков.
23 ноября 2020
Министерство транспорта России может предложить Беларуси построить собственный терминал для перевалки удобрений в одном из российских портов. Об этом сообщил заместитель министра транспорта РФ Юрий Цветков.