За время эпидемии коронавируса в литовском секторе транспорта и логистики ликвидировано 87 компаний и 534 рабочих места. Таковы первые неутешительные итоги карантина, который нарушил логистические цепочки по всему миру. Но в случае с Литвой экономические последствия пандемии усугубляются бессмысленным конфликтом между Вильнюсом и Минском — его первыми жертвами стали именно автоперевозчики.
Серьезные проблемы в транспортной отрасли Литвы начались как раз накануне пандемии коронавируса. Год назад состоялись ее символические «похороны»: по центральной части Вильнюса проехала колонна тягачей и полуприцепов, увенчанных траурными венками. А на грузовике, который двигался впереди, красовался баннер с надписью: «Литовский транспорт 1990–2020».
Всю вину за «убийство» транспортного сектора участники акции возложили на власти — национальные и наднациональные. Накануне литовское правительство увеличило коэффициент зарплат водителей с 1,3 до 1,65, то есть усилило налоговое бремя на автомобильных перевозчиков. Эксперты забили тревогу, предрекая крах небольших компаний, которые владеют парком из менее чем десяти автомобилей.
Литовская ассоциация перевозчиков (Linava) заговорила об угрозе вывода бизнеса за границу, что в итоге и произошло — десятки мелких предприятий подались в Польшу.
«Сектор логистики стал жертвой, потому что в Литве он достаточно неплохо работает, является конкурентоспособным в европейском контексте, работает прибыльно», — предполагала старший эксперт Литовского института свободного рынка Иева Валешкайте.
Удивительно, что это решение было принято после одобрения Пакета мобильности ЕС — законодательного ноу-хау, которое призвано ослабить конкурентоспособность автоперевозчиков из периферийных европейских стран. Согласно новым правилам, водители должны через каждые четыре недели возвращаться в страну регистрации их компании, регулярно отдыхать вне машины; с февраля 2022-го раз в восемь недель нужно возвращать грузовик к месту приписки.
Против этих мер взбунтовались власти восточноевропейских стран. Конкретно Литва обжаловала Пакет мобильности в Суде справедливости ЕС — Министерство юстиции направило туда два иска.
«Литва твердо намерена защищать права своих водителей и перевозчиков и обеспечивать баланс их интересов. Укрепляя внутренний рынок Евросоюза, мы должны сохранить конкурентоспособность работников и бизнеса в нашей стране, чтобы этот сектор не подвергся дискриминации из-за применения необоснованных и непропорциональных требований», — заявлял министр юстиции Эльвинас Янкявичюс.
О Пакете мобильности глава литовского Минтранса Ярослав Наркевич говорил на встрече со своими коллегами из Венгрии, Латвии, Польши, Румынии и Болгарии на полях Международного экономического форума в Крынице. Бил в набат экономист отдела макроэкономики и прогнозирования Банка Литвы Мантас Вильнишкис: литовские компании будут вынуждены открывать филиалы в странах, где они ведут основную деятельность, чтобы без надобности не возвращать транспорт к месту приписки.
Бюджет прибалтийской республики из-за этого недополучит большие деньги.
«Средства, которые можно было бы потратить на развитие, на создание новых рабочих мест и на обновление, попадут в страны, в которых компании осуществляли бы перевозки. Вместе с тем создание филиалов в других странах будет воздействовать на налоги. Если часть водителей будет трудоустроена за границей, то уменьшится сумма налога, взимаемого с заработной платы», — прогнозировал Вильнишкис.
В общем, весь литовский истеблишмент был полон решимости защищать интересы отечественного транспортного сектора. Автоперевозчикам могло показаться, что правительство их в беде не оставит. Оно и не оставило!
В дополнение к Пакету мобильности ЕС власти Литвы обложили свои транспортные компании дополнительными расходами (по подсчетам экспертов, речь идет о 166 миллионах евро в год для всего сектора).
Перевозчикам оставалось только провести собственные «похороны».
Их проблемы хорошо знакомы литовским же фермерам. Президент страны Гитанас Науседа выступает за отмену «скотских» льгот: «Мы ведь люди, а не скот. Значит, должны отказаться от тех льгот, которые ничем не оправданы, которые в разные периоды вводились потому, что власть имущие могли добраться до законодательства и осуществили для себя эти льготы».
Первым делом Науседа предлагал отменить компенсации фермерам за дизельное топливо. При этом он же возмущался тем, что бедные литовские аграрии не получают достаточной поддержки по линии Евросоюза.
Аналогичным образом в отношении транспортников действует правительство: возмущается дискриминационным мерами ЕС и негласно поддерживает их на национальном уровне.
«Похоронная» автоколонна прошла по центру Вильнюса в ноябре прошлого года. Когда грянула эпидемия коронавируса, работники отрасли с удивлением обнаружили, что их положение может быть еще хуже.
«Рентабельность транспортных компаний в международных перевозках до пандемии составляла в среднем около трех процентов. В этот сложный период она сократилась до минимума. Конкуренция на европейском рынке огромна — мы узнали, что некоторые крупные европейские транспортные компании работают с нуля и в некоторых случаях за вычетом маржи, чтобы оставаться на рынке», — сокрушался секретарь по транспортной политике Linava Томас Гаруолис.
Власти Литвы пошли по проторенной дорожке: подкинули отечественным автомобильным перевозчикам новые проблемы.
С августа Вильнюс грубо и неприкрыто вмешивается во внутренние дела Беларуси. Достаточно упомянуть, что «президентские» полномочия Светланы Тихановской не признала ни одна страна мира, кроме Литвы. Прибалтийская республика наряду с Польшей стала главным «тараном», который Запад использует против режима Лукашенко.
Чем отвечает Минск? Ходили слухи, что Беларусь готовит запрет на въезд в страну дальнобойщиков из Литвы.
Эта информация не подтвердилась, но условия автомобильных перевозок через Беларусь для литовцев действительно ухудшились.
«Плохо обстоят дела с Беларусью: они заметили, что мы реагируем, что делаем шаги, есть встречи и с посольством, таможенные грамоты направлены на белорусскую таможню, — рассказывал в сентябре президент Linava Ромас Аустинскас. — По нашим данным, на внутренней таможне в Минске сейчас находятся 200 грузовых автомобилей, проверяются их грузы, погруженные на литовских терминалах. И это лишь минская таможня, другие попадают на другие таможни».
По словам Аустинскаса, простои и проверки грузов в Беларуси обходятся литовским перевозчикам почти в 280 тысяч евро в сутки.
Дошло до того, что часть грузов они стали направлять в объезд Беларуси — через латвийско-российскую границу. Все это — дополнительные расходы.
Власти Литвы, как и любой другой страны, не могли избежать тяжелых экономических последствий эпидемии коронавируса. Но они могли не усугублять бедственное положение своего транспортного сектора, отказавшись от бессмысленной конфронтации с Лукашенко.
С другой стороны, литовские автоперевозчики могут собой гордиться.
Им выпала честь нести финансовое бремя «демократизации» Беларуси. Можно даже назвать это налогом на демократию!
Подобно тому, как СССР жертвовал благосостоянием своих жителей ради поддержки социалистических режимов по всему миру, Литва жертвует доходами своих транспортников ради поддержки белорусской оппозиции. Еще одно подтверждение того, что самые махровые «совки» окопались в Прибалтике.