Политическая дестабилизация, возникшая в Беларуси после президентских выборов, вывела на новый уровень дискуссию о том, какого внешнеполитического курса должна придерживаться страна. Противники интеграции с Россией в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) акцентируют внимание на высокотехнологичности экономики Евросоюза, высоком уровне жизни западных стран, но зачастую подменяют реальные преимущества от кооперации на евразийском пространстве мифическими выгодами от сближения с Западом. Аналитический портал RuBaltic.Ru выделил 3 базовых причины, по которым Минску экономически выгодно поддерживать вектор евразийской интеграции.
1. Важнейший торговый партнер
Начиная с распада СССР, Россия неизменно является ведущим торговым партнером Беларуси. Данная ситуация объясняется тесными экономическими связями, сохранившимися с советского периода, когда промышленная база Белорусской ССР опиралась на сырье и материалы, поступающие из РСФСР. В условиях отсутствия собственных ресурсов Беларусь выступала в роли «сборочного цеха» огромной страны.
В этой связи неудивительно, что внешнеторговый оборот Республики Беларусь со странами СНГ заметно превышает аналогичный показатель остальных государств мира.
Импорт из СНГ в прошлом году составил около 24 миллиардов долларов, из других стран — более 15 миллиардов. Аналогичные различия и в объеме экспорта. Беларусь поставляет в страны СНГ товары на сумму более 19 миллиардов долларов, в иные государства — на 30,5 миллиарда.
Глядя на эти показатели, ряд белорусских общественных и политических деятелей поднимает тревогу, заявляя об экономической зависимости Минска от Москвы, которая якобы намерена поглотить ее и разделить на несколько губерний. Особенно их настораживает тот факт, что товарооборот с Российской Федерацией составляет около половины от общемирового объема (49,3%), в том числе 41,2% экспорта (в 2018 году — 38,3%) и 55,9% импорта (в 2018 году — 58,8%).
Закрытие рынков ЕАЭС для белорусских товаров будет означать падение экономики страны. И Евросоюз в этом случае не станет реальной альтернативой, так как ему это попросту не будет выгодно — лишние конкуренты на рынке Европе не нужны. И это подтверждает структура экспорта Беларуси. Если среди товаров, экспортируемых в Россию, относительно велика доля машин, оборудования и транспортных средств, то белорусский экспорт вне стран ЕАЭС представлен главным образом минеральными продуктами и продукцией химической промышленности.
Таким образом, потеряв привилегированное положение на огромном рынке стран ЕАЭС, Беларусь не только потерпит крах в сфере торговли, но и превратится в сырьевой придаток Европы.
И это прекрасно поняли на своем опыте по соседству — на Украине. Несмотря на подписание Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, экспорт Украины жестко ограничен квотами.
К примеру, уже к 10 января 2020 года украинские поставщики исчерпали годовую квоту на мед. Кроме того, на 72% исчерпана квота на солод и пшеничную клейковину, на 67% — квота на виноградный и яблочный соки. Экспортирована четверть беспошлинного сахара, мяса птицы и полуфабрикатов из мяса птицы, пятая часть яиц и альбумины.
Поэтому разрыв экономических связей с Россией отнюдь не означает открытой двери на рынки Евросоюза, и это в Беларуси должны понимать.
2. Инвестиции
Общий объем иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Беларуси (кроме банков) в 2019 году составил около 100 миллиардов долларов.
При этом Российская Федерация с большим отрывом стала основным инвестором: 45,1% от доли всех поступивших инвестиций.
Показатель Великобритании, занявшей второе место, составляет 18%. На третьем месте — Кипр (7,6%).
Несмотря на достаточно теплые политические взаимоотношения Минска с Пекином, с инвестициями в Беларусь Поднебесная не спешит. Их общий объем составляет чуть более 3%.
Одной из основных выгод для иностранных инвесторов при работе на белорусском направлении является возможность прямого выхода на рынки стран ЕАЭС.
3. Богатая сырьевая база
Продажа за границу нефтепродуктов в объеме экспорта страны на протяжении многих лет занимает крайне внушительную долю. В 2006 году этот показатель достиг максимума: 34,1%. С 2016 года доля постепенно стала снижаться, составив чуть менее 20% от общего объема.
Причиной превращения Беларуси в продавца нефтепродуктов стали поставки дешевой российской нефти.
Таким образом, на протяжении многих лет экономика страны, уровень жизни ее граждан фактически зависели от теплых взаимоотношений с Москвой.
Аргументы, что это было сделано для поддержки режима Александра Лукашенко, не работают, поскольку данная политика позволила значительно увеличить расходы бюджета Беларуси на социальную сферу.
Кроме того, поставки относительно дешевой нефти из России непосредственно сказываются на стоимости бензина в стране, которая заметно ниже, чем у соседей.
На август 2020 года она составила 0,7 доллара за литр бензина, незначительно больше, чем в России (0,63 доллара).
В Польше стоимость — 1,19 доллара, в Литве — 1,27, а на Украине — 0,84 доллара. А это, безусловно, сказывается не только на расходах белорусских владельцев автомобилей, но и на издержках предприятий страны, что впоследствии позволит формировать более низкую цену на товары для всех потребителей страны.