Терминал сжиженного природного газа (СПГ) в Клайпеде ставит новые рекорды: за прошедший газовый год он закрыл 70% потребностей Литвы в «голубом топливе». При этом именно ему власти республики приписывают чудотворный эффект снижения цен. Одно непонятно: почему аналогичная ситуация сложилась в тех странах, которые до сих пор не обрели «энергетическую независимость» от России?
В 2020 газовом году терминал Independence посетили 74 газовоза, которые доставили в Клайпеду 3,5 миллиона кубометров СПГ. Годом ранее этот показатель составлял всего 2,2 миллиона. Объемы регазификации увеличились с 14 до 23,9 террават-час топлива.
Дальше — больше! Глава компании-оператора терминала Klaipedos nafta Дарюс Шиленскис заявляет, что в ходе предварительной процедуры распределения мощностей на новый газовый год уже были забронированы солидные объемы.
Впрочем, дело даже не в объемах. Главное — это приемлемые тарифы на «голубое топливо». «Все наши действия в секторе энергетики направлены на достижение двух целей: обеспечить энергетическую безопасность и добиться, чтобы потребители в Литве за энергоресурсы платили конкурентоспособную цену», — говорил экс-министр энергетики Рокас Масюлис в 2014 году, когда прибалтийская республика договорилась об аренде СПГ-терминала.
С безопасностью дела обстоят неважно: одним из главных поставщиков сжиженного газа в Литву стал российский «Новатэк».
Здешние спецслужбы опасаются, что до добра это не доведет. Хотя в Минэнерго не видят поводов для беспокойства: дескать, речь идет о небольших партиях СПГ, которые Independence принимает в довесок к норвежскому газу. Да и зачем вообще определять страну происхождения топлива, если его отпускают по выгодной цене?
К этому сводится отредактированная концепция «энергетической независимости» Литвы. СПГ не обязательно должен быть американским, а терминал не обязательно нужно загружать на полную мощность. Его задача — благотворно влиять на цены. По словам Дарюса Шиленскиса, так и происходит: сегодня потребители природного газа могут покупать его по рыночной цене.
«Без терминала СПГ в качестве альтернативы трубопроводному газу из России это было бы невозможно», — уверяет глава Klaipedos nafta.
Его слова — наглядный пример того, как на ровном месте можно приписать себе большое достижение.
Аналитический портал RuBaltic.Ru уже не раз перечислял причины, по которым цены на газ в Европе «просели» до исторических минимумов.
Угроза остановки украинского транзита в прошлом году заставила страны ЕС максимально заполнить свои подземные хранилища. Но «Газпром» и «Нафтогаз» в итоге заключили новое соглашение. Ожидание дефицита газа спровоцировало появление его излишков.
Ситуацию усугубили аномально теплая зима и поставщики СПГ, которые дружно ринулись в Европу из-за неблагоприятной ценовой конъюнктуры на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Затем грянула эпидемия коронавируса. Из-за карантинных ограничений резко упал спрос на энергоресурсы.
Для мирового рынка нефти и газа 2020 год, очевидно, стал одним из самых тяжелых за всю историю существования. В борьбе за удержание рынков сбыта экспортеры углеводородов вынуждены реализовывать продукцию себе в убыток.
Но убытки — это всегда чья-то выгода. В данном случае выгоду извлекают импортеры «голубого топлива». Не какие-то конкретные, а импортеры как таковые. Ситуация полностью им благоприятствует.
Об этом господин Шиленскис не упоминает, когда описывает «достижения» СПГ-терминала в Клайпеде. Потому что никаких достижений на самом деле нет.
В сегодняшних реалиях ты автоматически оказываешься в плюсе, если импортируешь газ. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на ситуацию в других странах.
Возьмем Украину. Совсем недавно аналитический портал RuBaltic.Ru писал, что по итогам первого полугодия 2020 года чистая прибыль «Укргаздобычи» — крупнейшей газодобывающей компании страны — сократилась в 54 раза, а «Нафтогаз» вообще показал убыток в размере 11,5 миллиарда гривен. В чем причина? Сверхнизкие цены на «голубое топливо».
В мае газ для населения отпускался по цене 2,275 гривны за кубометр — это на 62% меньше, чем годом ранее.
Следуя логике руководителя Klaipedos nafta, украинцы должны сказать «спасибо» какому-нибудь СПГ-терминалу, который позволяет им покупать газ по рыночном ценам.
Но никакого другого газа, кроме российского, Незалежная по-прежнему не получает. Была только одна пробная партия американского СПГ — в 2017 году компания «ЭРУ Трейдинг» прокачала ее через Польшу.
Другой хороший пример — Германия. Все мы помним причитания президента Беларуси Александра Лукашенко: в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне Германии российский газ обходится значительно дешевле, чем Беларуси (примерно 70 долларов за тысячу кубов). Но и немцы свой СПГ-терминал на Балтике еще не построили. И не факт, что построят.
Зато проект «Северный поток — 2» реализован на 97%. Конструктивных отношений с «Газпромом» немцам вполне достаточно, чтобы обеспечивать свою промышленность и бытовых потребителей дешевой энергией.
Кстати, до аренды СПГ-терминала в Литве тоже жаловались на то, что немцы получают дешевый газ, а гордой прибалтийской республике «Газпром» в нарушение договоренностей 2004 года установил непомерно высокий ценник. Но этот миф опровергли Стокгольмский арбитраж и другие судебные инстанции, которые рассматривали литовский иск.
Их вердикт однозначен: «Газпром» не выходил за рамки взятых на себя обязательств и не должен выплачивать Вильнюсу никаких компенсаций.
Высокие цены вполне соответствовали условиям договора о приватизации компании Lietuvos dujos.
В Литве уверены, что именно аренда клайпедского СПГ-терминала заставила «Газпром» умерить аппетиты в 2014 году, хотя с этим утверждением можно поспорить. Сегодня глава Klaipedos nafta снова твердит о чудотворном эффекте «энергетической независимости».
Оно и понятно: когда реальные успехи отсутствуют, их приходится выдумывать.