Страны Балтии начинают пожинать плоды экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса и уходом российского транзита. Особенно драматичная ситуация складывается на рынке труда: Литва уже выбилась в тройку лидеров Евросоюза по уровню безработицы. Соседи стараются не отставать.
Общепризнанный факт: по Прибалтике пандемия COVID-19 ударила не так сильно, как по странам Западной и Южной Европы. Власти Литвы, Латвии и Эстонии считают это подтверждением собственной эффективности
Однако с выводами торопиться не стоит. Во-первых, глубина падения мировой экономики в целом (и отдельных стран в частности) до сих пор не установлена. Нынешней осенью мы только начинаем пожинать последствия решений, принятых весной и летом.
Во-вторых, уже имеющиеся статистические данные показывают, что Прибалтика оказалась отнюдь не в идеальном экономическом положении.
По данным агентства Eurostat, Литва в августе вошла в тройку лидеров Евросоюза по безработице. Ее показатель вырос до 9,6%. Это на 3% больше, чем годом ранее. Хуже только в Италии (9,7%) и Испании (16,2%), которые считаются самыми пострадавшими от коронавируса странами Европы. Но почему компанию им составила прибалтийская республика?
Сразу оговоримся, что к опубликованным данным стоит относиться скептически. Ранее Eurostat уже публиковал
Составители документа поясняют, что приведенные данные по целому ряду причин «могут подвергаться пересмотру». И подвергаются, как мы видим, причем в некоторых случаях речь идет о существенной корректировке.
К примеру, в Кипре показатель безработицы за май снизили с 10,2% до 8,1%. Латвии тоже «скосили» более процента. Остается только гадать, какими соображениями руководствуется Eurostat. И есть ли смысл анализировать свежие данные, если через некоторое время их тоже могут изменить?
Еще один важный момент: не стоит искать четких закономерностей между эпидемией коронавируса и уровнем безработицы в стране.
Италия и Испания оказались на вершине рейтинга не потому, что стали главными жертвами COVID-19 в Европе. В этих странах и раньше были проблемы с занятостью населения. Если оперировать данными Eurostat, в Испании количество безработных по сравнению с августом прошлого года увеличилось незначительно — с 14,3% до 16,2%. В Италии почти не изменилось (9,5% и 9,7% соответственно). Франция вроде бы тоже подверглась испытанию коронавирусом, но здесь ситуация на рынке труда даже улучшилась.
Эксперты находят необычную причину роста безработицы в Литве: всеми виной одноразовые выплаты правительства в размере 200 евро.
Сумма слишком маленькая, чтобы удовлетворить квалифицированных специалистов, которые даже во время кризиса остаются востребованными на рынке. «Совершенно иное влияние одноразовые выплаты возымели на неквалифицированную рабочую силу, — утверждает литовский экономист Индре Гените-Пикчене. — Рабочие места, где платят минимальную зарплату, эти выплаты делают еще менее привлекательными для безработных».
«Другое зло заключается в том, что людей, привыкших к выплатам, трудно вернуть на рынок труда, — соглашается депутат Сейма Социал-демократической партии Литвы (СДПЛ) Альгирдас Сисас. — Специалисты говорят, что из поколения в поколение люди привыкают к такому образу жизни. Необдуманные выплаты дискриминируют тех сознательных трудящихся, которые работают изо всех сил, ищут работу, растят детей, содержат семьи и платят налоги. Их деньги далеко не всегда делят так, чтобы помочь тем, кто действительно находится в беде».
Добавим еще одну важную деталь. В апреле аналитический портал RuBaltic.Ru писал, что спад деловой и производственной активности в Прибалтике усугубится возвращением на родину всех тех, кто лишится работы в Западной Европе. Коронавирус обещал подорвать систему «выдавливания» лишнего населения за рубеж, которая позволяла Литве, Латвии и Эстонии держать безработицу на низком уровне и сохранять социально-политическую стабильность.
Вероятно, в Литве большой процент получателей пособия — это те самые «возвращенцы». На родине они будут дожидаться окончания кризиса, лелея надежду снова уехать в Германию или Великобританию. Так есть ли смысл искать временную работу? Особенно если правительство подкидывает на пропитание.
Объективные причины роста безработицы тоже не стоит сбрасывать со счетов. В Латвии и Эстонии они видны, что называется, невооруженным глазом.
«Латвийская железная дорога» (ЛЖД) из-за сильного сокращения объема грузоперевозок к концу 2020 года будет вынуждена уволить почти четверть своих сотрудников. Коронавирус здесь ни при чем — он лишь обострил проблему ухода из Латвии российского транзита.
Серьезное сокращение штата провела латвийская национальная авиакомпания airBaltic. Эстонская судоходная компания Tallink, занимающаяся регулярными морскими пассажирскими перевозками, увольняет 500 сотрудников в Латвии и 1 200 в Эстонии.
В марте глава компании Baltic Travel Group Влад Корягин сравнивал латвийскую туристическую отрасль с сериалом «Ходячие мертвецы». С тех пор ситуация лишь усугубилась. «Уже не "ходячие", уже "лежачие". Сказать, что ситуация катастрофическая — это не сказать ничего. Бизнес встал. Компании избавляются от оставшихся сотрудников», — комментирует Корягин.
Опасность массовых увольнений нависла и над Литвой: в последнее время президент Беларуси Александр Лукашенко все чаще говорит о переориентации белорусского транзита на порты Северо-Запада России.
По этому вопросу между Минском и Москвой сейчас активно ведутся переговоры. Если они увенчаются успехом, то и Литва столкнется с тем, что министр сообщения Латвии называет «новой нормальностью». Это когда нечем компенсировать «выпадающие» объемы транзита. Можно только смириться и жить в условиях «новой бедности».