Евросоюз под напором стран Балтии возвращается к обсуждению вопроса введения санкций против Беларуси. Пока речь идет о персональных санкциях против белорусских госслужащих, но вслед за ними Прибалтика наверняка попытается убедить Брюссель в необходимости экономического давления на «режим Лукашенко». Страны Балтии не оставят Минску иного выхода, кроме как идти на максимальное сближение с Россией.
Угрозы введения санкций посыпались в адрес Лукашенко сразу после проведения президентских выборов в Беларуси. Заявления представителей Польши и Прибалтики создавали иллюзию того, что на этот раз все серьезно — «последнего диктатора Европы» ждет страшная кара. Когда же дело дошло до принятия конкретных решений, противники «батьки» оказались в идиотском положении.
Судите сами. В разгар событий 2014 года Запад использовал против Москвы широкий спектр мер экономического давления. Санкции вводились не только против отдельных компаний, но и против целых отраслей.
Тот же Евросоюз одобрил запрет на поставки в РФ вооружения, продукции двойного назначения, на предоставление инновационных технологий для нефтедобывающей промышленности.
Россия Путина, подобно Карфагену, должна была быть разрушена.
С Беларусью складывается принципиально иная ситуация.
Об экономическом давлении на режим Лукашенко речи вообще не идет — на этом пока не настаивает даже Прибалтика. Ограничительные меры угрожают только отдельным белорусским чиновникам. Литва, Латвия и Эстония уже составили общий «черный список». В конце сентября их примеру последовали Канада и Великобритания. На этом все.
США неприятно огорчили белорусскую оппозицию, когда решили не отказываться от планов назначения своего посла в Минске. Затем Вашингтон воздержался от присоединения к британским и канадским санкциям против Лукашенко. По информации Reuters, в Конгрессе хотят дождаться, когда единую позицию по этому вопросу выработает Европа.
ЕС тем временем в очередной раз продемонстрировал миру свою недееспособность.
Все страны содружества отказались признавать Лукашенко законным президентом Беларуси, но попытка утвердить санкционный список людей из его окружения провалилась. Кипр отказался поддерживать это решение до тех пор, пока аналогичные меры не будут введены против Турции.
Аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что демарш киприотов негласно поддерживают еще как минимум две страны — Греция и Франция. Поэтому достичь компромисса непросто.
«Я думаю, что в Европейском совете будет долгая дискуссия. Я не исключаю, что из этого может что-то получиться, но на данный момент я бы не стал ставить деньги на счастливый исход», — цитирует Reuters анонимного кипрского дипломата.
По словам того же источника, даже оппозиция оценила решимость действующей власти добиваться санкций против Турции. Поэтому президент Кипра оказался между молотом и наковальней: «Он не может вернуться домой, выпустив белорусское досье, не имея из этого выгоды».
Белорусская оппозиция начинает нервничать. На словах европейские лидеры обещают ей всестороннюю поддержку, а на деле не могут имплементировать даже персональные санкции против команды Лукашенко. «Мы и так уже слишком долго этого ждем», — жалуется Светлана Тихановская.
Негодование «народного лидера Беларуси» разделяют в Прибалтике.
Советник президента Литвы по вопросам внешней политики Аста Скайсгирите заявила, что ее босс очень надеется на согласование общеевропейского «черного списка» белорусских чиновников. Сам Науседа говорил следующее: «Если до четверга никаких решений о санкциях ЕС против Беларуси не последует, мы поднимем данный вопрос самым острым способом».
Прошло уже два четверга, а жесткой реакции со стороны Вильнюса так и не случилось. Оно и понятно: никаких рычагов давления на Брюссель у Литвы нет. С другой стороны, в нынешней ситуации суетиться ей ни к чему. После всего, что произошло в Беларуси, для Евросоюза принципиально важно обложить официальных представителей Минска персональными санкциями. Рано или поздно это произойдет.
Реакцию Лукашенко спрогнозировать нетрудно — решение Брюсселя он назовет недружественным и бесполезным. На ситуацию в Беларуси европейские санкции действительно не повлияют. Слишком слабый повод для активизации массовых акций протеста, которые уже (или пока?) не представляют для «батьки» серьезной опасности.
Но персональные ограничения могут оказаться прологом к более серьезным мерам.
Президент Литвы Гитанас Науседа подчеркивал, что санкции «следует применять не столько к экономике вообще, сколько к лицам, связанным с фальсификацией результатов выборов, с репрессиями». Можно ли назвать это отказом от идеи экономического прессинга? Отнюдь. Лидер прибалтийской республики как раз не исключает возможности ужесточения санкций против Беларуси. Главное — начать.
Не будем забывать, что первые санкции против РФ в марте 2014 года тоже были персональными. Только после этого США и ЕС нанесли удар по финансовому, оборонному и нефтеперерабатывающему секторам российской экономики. Не этот ли сценарий Польша и Прибалтика желают повторить в контексте Беларуси?
Когда персональные санкции окажутся неэффективными, в Литве обязательно найдутся политики, которые предложат «разорвать в клочья» белорусскую экономику.
Такие настроения особенно характерны для оппозиционных консерваторов. Уже через несколько дней они могут победить на парламентских выборах и войти в состав правящей коалиции.
По сути, Прибалтика уже объявила Минску экономическую войну. Соглашение Литвы, Латвии и Эстонии о торговле электроэнергией с третьими странами предполагает отказ от поставок белорусского электричества. Почему-то угроза атомной станции в Островце стала отчетливо видна только в августе, когда Науседа поставил перед своими соседями следующий вопрос: не является ли импорт продукции БелАЭС поддержкой «режима Лукашенко»?
В «Старой Европе» явно опасаются, что интеграция России и Беларуси выйдет на новый уровень, а вот Прибалтика делает все возможное для реализации этого сценария.
«Старая Европа» готова взаимодействовать с «батькой», не признавая его легитимным президентом; Прибалтика поставила на нем крест. Если она продавит свою линию на уровне Евросоюза, то у Лукашенко не останется иного выхода, кроме как идти на сближение с Москвой.
Так что волей-неволей прибалтийская политика по Беларуси — исключительно пророссийская.