Прибалтика разорвет энергокольцо БРЭЛЛ ради бойкота белорусской электроэнергии
Алексей Ильяшевич
Литва, Латвия и Эстония после долгих переговоров выработали общую методологию торговли электроэнергией с третьими странами. В нее включена так называемая система гарантирования происхождения продукции. Согласно новым правилам, импортируемое на рынок стран Балтии электричество должно иметь доказательства того, что его произвели не в Беларуси. Однако это технически невозможно. Единственный надежный способ прекратить импорт белорусского электричества — оградиться и от Беларуси, и от России, досрочно разорвав энергетическое кольцо БРЭЛЛ.
Идея сертифицирования электронов (безумная по своей сути) в Прибалтике обсуждается не первый месяц. Сначала ее взял на вооружение министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас.
Поскольку Латвия и Эстония отказывались
А для того, чтобы белорусское электричество не просочилось в Литву, власти республики должны научиться отслеживать его происхождение — отделять «правильные» электроны от «неправильных».
Именно это и подразумевает система сертифицирования (процедура подтверждения того, что товар соответствует определенным требованиям).
План Вайчюнаса стал объектом критики
С похожей проблемой несколько лет назад столкнулась Украина. На неподконтрольных Киеву территориях Донбасса остались шахты, продукция которых просачивается на рынки других стран через Россию. Как определить происхождение этого угля?
«Химически доказать, что это уголь с ОРДЛО (отдельных районов Донецкой и Луганской областей — прим. RuBaltic.Ru) или просто Донбасского бассейна, невозможно. Это можно доказать только по документам, потребовать сертификат происхождения, это стандартная процедура», — отмечал директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский.
Но любой сертификат происхождения может оказаться «липовым».
Поэтому перекрыть поставки донбасского угля под видом российского Украина не в состоянии. Чиновники делают это только на словах. «На теме того, что на Украину могут завезти уголь из Донбасса под маркой российского или импортного, можно поставить крест. Таможенная служба отслеживает», — говорил руководитель антикризисного штаба компании ДТЭК Денис Диденко. Как отслеживает? Внятного ответа на этот вопрос нет до сих пор.
С белорусским электричеством та же история. По документам его могут «русифицировать» через специально созданные (или уже существующие) фирмы-прокладки. Определить его происхождение научным путем невозможно.
Если донбасский уголь еще может иметь особый набор химических свойств, то электроны всегда обладают стандартными свойствами.
Сумасбродную идею Вайчюнаса позже подхватил премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш. Рига тогда уже присоединилась к литовскому бойкоту БелАЭС. Но прошлогоднее постановление правительства о переносе торговли электроэнергией с третьими странами на национальную границу осталось в силе. Через латвийско-российскую ЛЭП в Прибалтику вполне может попасть продукция из Беларуси. Логичный вопрос: как этого не допустить?
Кариньш пообещал, что латвийские власти в тесном сотрудничестве с соседями будут искать решение
«Согласованный проект методологии можно считать полностью неприемлемым для Литвы, но также в опубликованном проекте методологии мы находим больше неуместных положений, которые фактически легализуют импорт электроэнергии из Беларуси в Литву и торговлю ею на литовском рынке электроэнергии, что строго запрещено действующим антиостровецким законом», — говорится в заявлении представителей партии «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» Габриэлюса Ландсбергиса, Дайнюса Крейвиса и Жигимантаса Павилениса.
До этого аналитический портал RuBaltic.Ru писал, что решение латвийского Кабмина поддержать бойкот БелАЭС не имеет никакого отношения к энергетике. К такому же выводу в итоге пришли консерваторы. Без отмены упомянутого прошлогоднего постановления правительства Кариньша энергетическая блокада Беларуси будет неэффективна.
Оставалась только одна интрига — как именно Латвия собирается отслеживать происхождение электронов?
Мы предполагали, что Прибалтийские республики совместными усилиями создадут первую в мире службу энергетической разведки. На территории России и Беларуси будут действовать специальные агенты, их цель — получить достоверную информацию о происхождении электричества, которое закупают Литва, Латвия и Эстония.
Все оказалось гораздо проще. Прибалтика будет требовать от поставщиков электроэнергии доказательства ее происхождения. Хотите продавать нам свою продукцию — докажите, что она не белорусская. Презумпция вины в действии.
Какие именно документы нужны странам Балтии, пока не сообщается. Но «замаскировать» продукцию БелАЭС, как уже было сказано, для отраслевых специалистов не составит труда.
Единственный надежный способ прекратить импорт белорусского электричества — оградиться и от Беларуси, и от России. Иными словами, разорвать энергетическое кольцо БРЭЛЛ (Беларусь — Россия — Эстония — Латвия — Литва) не в 2025 году, а прямо сейчас.
Придется посидеть без света, зато «санкционные» электроны на территорию Прибалтики точно не попадут.
По законам жанра литовская оппозиция снова должна закричать, что согласованная методология торговли электроэнергией с третьими странами не соответствует национальным интересам Литвы, ее нельзя имплементировать, Вайчюнаса пора отправить в отставку и так далее. Типичная модель поведения консерваторов.
Но есть одно «но»: совсем скоро в Литве пройдут парламентские выборы, и свежая социология показывает, что СО-ХДЛ имеет все шансы стать ядром новой коалиции. Тогда позиция Вильнюса по многим вопросам ужесточится.
Консерваторы говорят об этом открыто: не надо подписывать соглашения, которые будут пересмотрены уже через несколько недель.
Поэтому переговоры о бойкоте БелАЭС между Литвой, Латвией и Эстонией еще не закончены. Точку ставить рано.