Экономика Экономика

Украина решила создать в Донбассе финансовую «черную дыру»

Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль предложил создать в Донбассе свободную экономическую зону (СЭЗ). Глава правительства полагает, что в регионе необходимо внедрить концепцию особой территории со статусом СЭЗ, и это якобы будет одним из главных элементов реинтеграции в состав Украины ныне неподконтрольных Донецкой и Луганской народных республик.

«Это, разумеется, налоговые льготы, определенные преференции для ведения там бизнеса. Видение этой концепции у нас есть. Сегодня мы можем говорить о создании таких зон в 15–20 километрах от линии разграничения. Давайте мы пройдем поэтапно этот путь, затем получим контроль над неподконтрольными территориями, проведем выборы. Тогда уже будем решать, что же там можно создать», — поделился планами Шмыгаль.

Напомним, что такое СЭЗ. Это обособленные территории, где действуют льготные таможенные, налоговые и валютные правила. Создание таких «оазисов» с особой экономикой ориентировано в первую очередь на привлечение иностранных инвестиций.

Цели создания СЭЗ бывают разными, в данном случае, видимо, Шмыгаль хочет попытаться восстановить промышленность региона.

Однако разделение территорий на «свои» и «оккупированные» в совокупности со слабым пониманием концепции СЭЗ нивелирует хорошую идею и отодвигает процесс реинтеграции неподконтрольных районов.

Кроме того, создание СЭЗ в 15–20 километрах от линии разграничения (фактически — линии фронта) само по себе представляется бессмысленным. Какие бизнесмены согласятся вкладывать свои средства в такой неспокойный регион? Разве что криминальные элементы и (или) контрабандисты.

Если уж создавать СЭЗ, то на всей территории Донбасса — это, собственно, фактически является одним из условий Минских соглашений.

Но Шмыгаль этого не предложил и тем самым показал, что у него нет видения экономической интеграции отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) в Украину и «сшивания» региона в целом.

Если у самопровозглашенных республик нет понимания послевоенного мироустройства, то их вряд ли устроит туманное предложение обсудить эти вопросы когда-нибудь потом.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко в разговоре с RuBaltic.Ru назвал предложение Шмыгаля довольно интересной идеей, хотя эксперту совершенно непонятно, что из этого может получиться.

«В теории можно сделать СЭЗ как точку для "контрабанды" — большую часть товаров можно будет ввозить или вывозить из Украины через эту зону. При этом не нужно будет платить налоги, потому что это СЭЗ. Подобное уже было во времена президента Леонида Кучмы, и тогда действительно появились новые олигархи, которые заработали свое состояние за счет СЭЗ.

Впрочем, не исключено, что это так и останется идеей: сейчас не те времена, чтобы делать официальный офшор в Украине. В бюджете и так денег мало, а если еще создать офшор, то тогда вообще все развалится», — заключил Охрименко.

По мнению украинского экономиста Александра Дудчака, свободная экономическая зона в Донбассе нужна Киеву, чтобы создать прецедент изменения Минских соглашений, и если найдется предлог отойти от них хотя бы на один шаг, Киев «вцепится» в этот факт и будет требовать полного их пересмотра или отказа.

Экономист отметил, что о привлечении реальных средств в регион с таким «инвестиционным климатом» не может быть и речи.

«Кроме того, явно есть желание направить бюджетные средства в проект, который не предполагает результата и отчета — всегда можно будет списать его провал на злобного "агрессора"», — подытожил Дудчак.

Экономист Алексей Кущ напомнил, что создание СЭЗ на территории Донбасса может привести к повторению ситуации с СЭЗ Крыма, которой воспользовались «лишь один известный олигарх и его два предприятия».

«Без четкой концепции обмена экономики на мир такие идеи обречены на неудачу.

Наше профильное министерство (ни при прежней власти, ни при нынешней) так и не смогло сформировать качественный набор экономических инструментов возвращения неподконтрольных территорий и действенную модель по созданию экономической "витрины" для подконтрольных. Такой моделью могло бы стать создание свободных демилитаризованных экономических территорий (которые являются действенным механизмом обмена мира на экономику) и индустриальных парков на базе существующих и временно простаивающих производственных мощностей.

А данная идея кабмина — это, по сути, превращение региона в налоговую черную дыру», — подчеркнул Кущ.

Эксперт Экономического дискуссионного клуба в Киеве Олег Пендзин указал, что свободная экономическая зона — это, в первую очередь, налоговые преференции, и с этой точки зрения СЭЗ нужно рассматривать как способ привлечь инвестора в депрессивный регион.

«Но для того, чтобы поучить фискальные послабления, там нужно работать.

А работа возможна лишь в условиях мира и спокойствия. Когда все неспокойно, то деньги не приходят, а уходят.

Поэтому сначала стабилизация ситуации, а потом уже экономика», — расставил приоритеты экономист.

По замечанию эксперта Украинского института анализа и менеджмента политики Даниила Богатырева, цель инициатив, подобных предложению Шмыгаля, — лишь имитация бурной деятельности. Так как создание свободной экономической зоны заключается не только и не столько в принятии соответствующих постановлений правительства, но в первую очередь в создании идеальной инфраструктуры для экономической деятельности.

«Это означает, что для реального (а не номинального) создания СЭЗ необходимо построить новые дороги, спланировать человеческие ресурсы (кто будет работать на предприятиях инвесторов, если из Донбасса разъехалось самое трудоспособное население?), проложить новые коммуникации, и так далее. До тех пор, пока все это не будет сделано и не будет хотя бы заморожен вооруженный конфликт, все заявления о свободных экономических зонах в Донбассе — лишь пустое сотрясание воздуха», — заключил Богатырев.

Читайте также
12 августа 2020
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Алексей Данилов дал России срок до 9 декабря уйти из Донбасса, иначе будет внедрен план Б. В чём именно состоит беспощадный по отношению к России «план Б» официальный Киев не уточняет, но намекает на военный сценарий разрешения конфликта.
16 сентября 2020
Режим прекращения огня в Донбассе, который действует с 27 июля, свидетельствует о начале диалога между президентами России и Украины. Впрочем, предпринимать следующие логичные шаги для нормализации российско-украинских отношений Киев не собирается. В Кремле прекрасно понимают, что Минский процесс для Зеленского — игра в наперстки.
20 сентября 2020
Украинские власти готовы предоставить Донбассу особый статус, заявил в интервью «Стране.ua» глава Трехсторонней контактной группы (ТКГ) Леонид Кравчук.
3 сентября 2020
Заместитель главы украинской делегации в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) Витольд Фокин сделал России необычное предложение: Киев проведет всеобщую амнистию участников вооруженного конфликта, а Москва откажется от требований закрепить в Конституции особый статус Донбасса. Но команда Зеленского уже забраковала мирные инициативы соратника Кравчука.