Прибалтика будет замещать электроэнергию России и Беларуси «ветряными мельницами»
Алексей Ильяшевич
Министры экономики Латвии и Эстонии согласовали к подписанию меморандум о строительстве парка ветряных электрогенераторов в Рижском заливе. Этот проект обещает стать первым совместным начинанием Прибалтийских республик в сфере производства возобновляемой энергии. Впрочем, развитие «зеленых» технологий чревато для них серьезными убытками и дополнительной нагрузкой на государственный бюджет. А прибыль будут извлекать иностранные компании, которые уже давно присматриваются к прибалтийскому сектору ВИЭ (возобновляемых источников энергии).
Компания Eesti Energia разрабатывает план строительства парка ветряных генераторов в Рижском заливе с 2009 года. Все это время ведутся подготовительные исследования, которые по всем признакам служат ширмой для прикрытия очевидного факта: проект «буксует» из-за отсутствия инвесторов и политической воли руководства Эстонии.
Однако с прошлого года интерес к нему подогревает «зеленая сделка» Евросоюза, которая накладывает на Прибалтийские республики конкретные обязательства по уменьшению выбросов в атмосферу парниковых газов.
К тому же Латвия запланировала построить в Рижском заливе собственный парк ветряных генераторов. Всего в 10 километрах от того места, которое заприметили эстонцы. Как тут не задуматься об объединении усилий?
В компании Enefit Green — дочернем предприятии Eesti Energia — указывают на потенциал запуска первого латвийско-эстонского проекта в области производства возобновляемой энергии.
То есть это не только способ приобщения к «зеленой» культуре Запада, но и инструмент укрепления «балтийского единства».
С имиджевой точки зрения задумка просто идеальная.
В июне эстонская комиссия по вопросам климата и энергетики обсудила тему строительства ветряного парка в Балтийском море.
«Правительство уже принимало решения, по которым снимаются ограничения по высоте для некоторых ветряных парков на суше, что открыло новые возможности для девелоперов. Для того, чтобы продвигаться в направлении строительства ветряных парков на море, мы должны все взвесить и, прежде всего, сотрудничать с ближайшими соседями», — подчеркнул премьер-министр прибалтийской республики Юри Ратас.
А министр экономики и инфраструктуры Таави Аас конкретизировал, о каких соседях идет речь: Эстония должна укреплять сотрудничество с Латвией.
По инициативе Ааса был разработан проект меморандума о развитии совместного парка ветрогенераторов в Рижском заливе. Эстонский министр нашел еще один несомненный плюс этого подхода: возможность ходатайствовать о финансировании из фонда трансграничных проектов Европейского союза, которой Рига и Таллин лишатся, если будут действовать поодиночке.
С латвийской стороны возражений не последовало. На днях Аас и министр экономики Латвии Янис Витенбергс согласовали к подписанию текст меморандума.
Примерно в это же время Министерство экономики и коммуникаций Эстонии сообщило, что Рига, Вильнюс и Таллин наконец-то согласовали новые правила торговли электроэнергией с третьими странами и прописали в документе отказ от закупок белорусской продукции после запуска БелАЭС.
«В соответствии с соглашением торговля электроэнергией с Беларусью прекращается после запуска там атомной электростанции, для чего будет внедрена система сертификатов происхождения электроэнергии», — говорится на сайте ведомства.
Как в Прибалтике собираются отличать «правильные» электроны от «неправильных»? Наука здесь бессильна (аналитический портал RuBaltic.Ru недавно уже писал
Одним росчерком пера министры Литвы, Латвии и Эстонии создают на своем общем рынке огромный искусственный дефицит электроэнергии.
А еще совсем недавно правительство того же Кришьяниса Кариньша беспокоилось, что литовский бойкот БелАЭС спровоцирует в Прибалтике рост цен на электроэнергию. Но после выборов президента Беларуси прагматизм как рукой сняло. Ничего не поделаешь — экономику нужно принести в жертву политике. Не мешало бы при этом честно сказать жителям Прибалтийских республик, что за «праведную» борьбу с режимом Лукашенко они заплатят из своих карманов.
Предельная мощность парка ветрогенераторов в Рижском заливе оценивается в 40–50% годового потребления электроэнергии в Эстонии. Паззл сошелся: Прибалтике нужно отказаться от закупок продукции БелАЭС и выполнять обязательства по достижению климатической нейтральности.
Вместо дешевого мирного атома — дорогие «ветряные мельницы».
Особенно дорогими они становятся в том случае, если строятся в море, на расстоянии нескольких километров от берега (такие ветропарки называют офшорными).
Очевидно, что ни о какой экономической целесообразности здесь речи не идет. «Без государственного субсидирования Прибалтика не может себе позволить "зеленую" энергетику», — отмечает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Высокая себестоимость производства «чистого» электричества закладывается в тарифы, за которые прямо или косвенно переплачивает конечный потребитель. Инвесторы придут только в этом случае. Им нужны гарантии сбыта электроэнергии по стабильно высоким ценам.
Если верить Аасу, Латвия и Эстония планируют объявить открытый конкурс на застройку морской территории. Победителем почти наверняка станет иностранная компания — у местного бизнеса нет большого опыта в сфере ВИЭ. В Прибалтике этот сектор развит значительно слабее, чем в Северной и Западной Европе. Зато есть решимость исправить ситуацию.
Согласно данным Eurostat, жители Латвии тратят на борьбу с изменением климата больше всех в Евросоюзе — реализация различных «зеленых» программ вытягивает из госбюджета каждый десятый евро.
Неудивительно, что иностранцы уже давно присматриваются к сектору ВИЭ в Прибалтике. Шведская компания Eolus в 2013 году указывала на радужные перспективы использования энергии ветра в той же Латвии. Позже она начала продвигать проект крупного ветроэнергетического парка в Добельском и Тукумском краях, который сможет обеспечивать около 10% годового потребления электроэнергии в стране.
На словах это подается как вариант взаимовыгодного сотрудничества государства и иностранного капитала. На деле же выгода последнего будет эквивалентна расходам, которые лягут на плечи рядовых налогоплательщиков.