История с «отравлением» российского оппозиционера Алексея Навального стала самым большим вызовом для проекта газопровода «Северный поток — 2». В Германии уже вовсю предлагают отказаться от газопровода, однако канцлер Ангела Меркель не намерена комментировать этот вопрос. Между тем недавно представители 24 стран ЕС подписались под нотой протеста — они требуют от США прекратить препятствовать строительству газопровода по дну Балтийского моря. «Северный поток — 2» становится главным вопросом европейской политики.
«Мы можем подтвердить, что 12 августа состоялся демарш, ноту протеста против американской санкционной политики передали в Госдепартамент. В демарше приняли участие 24 государства ЕС», — цитирует Welt заявление европейских дипломатов.
Лишь три члена Евросоюза отказались присоединиться к ноте протеста (их имена не называют). Прокомментировал этот протест и верховный представитель ЕС по внешней политике Жозеп Боррель. Он выразил свою озабоченность введением американских санкций против европейских компаний. «Мы очень обеспокоены растущим применением санкций Соединенными Штатами против наших компаний и интересов. Европейский союз считает экстерриториальное применение санкций нарушением международного права», — заявил еврочиновник.
США грозят применить санкции в отношении компаний, продающих или арендующих суда для прокладки газопровода.
Представитель МИД ФРГ Нильс Аннен счел действия Вашингтона в отношении германских компаний, участвующих в строительстве «Северного потока — 2», «вопиющим вмешательством в национальный суверенитет».
Аналитический портал RuBaltic.Ru узнал у украинских экспертов, как можно расценивать действия европейцев: это забота о собственных экономических интересах, проявление пресловутой руки Кремля или недовольство постоянным диктатом Вашингтона.
«Подписание подобного протеста почти всеми странами ЕС является попыткой борьбы прежде всего за экономическую независимость от США и собственную политическую субъектность», — поясняет экономист Всеволод Степанюк.
По его словам, Вашингтон методически перекрывает для Европы независимые поставки энергоносителей, провоцируя кризисы в Ливии, Сирии, Беларуси и на Украине.
«Фактически США сейчас полностью контролируют поставки газа и нефти через Украину, а в случае прихода к власти проамериканской власти и в Минске под их контроль будут поставлены поставки углеводородов и через эту страну.
Поэтому введение в строй "Северного потока — 2" является вопросом независимости Брюсселя от Вашингтона, что в условиях системного кризиса дает им конкурентные преимущества», — утверждает Степанюк.
Экономист Алексей Кущ уверен, что Германия как осевая страна экономики ЕС начинает играть все большую роль и в контексте геополитических противостояний глобальных игроков; позицию других стран Европы можно назвать в данном случае сателлитной или прогерманской.
«В данном случае практически полностью повторяется история со строительством нефтепровода "Дружба" и газопровода Уренгой — Ужгород во времена СССР. Вначале данный проект был заблокирован США, а ФРГ поддержала его. Но в дальнейшем в Европе осознали не только важность энергетической безопасности своих национальных экономик, но и необходимость "удерживать" СССР (а затем и РФ) в сфере экономико-политического влияния. Данная политика фактически реинкарнирована в настоящее время, включая давление США и противодействие Германии», — поясняет Кущ.
Эксперт Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин указывает, что в вопросе строительства «Северного потока — 2» «ничего личного, только бизнес», и это верно и для американцев, и для европейцев. Обе стороны защищают свои интересы на рынке газа в Европе.
«Причем поляки, как и американцы, четко против реализации проекта: они хотят, чтобы российский газ заходил в Европу через них.
И тут наши интересы с ними совпадают. А немцы как соорганизаторы СП-2 с европейской стороны, конечно, за него», — констатирует Пендзин.
Согласен с коллегой президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Он также считает, что это просто политика и экономика в одном флаконе. Президент США Дональд Трамп хочет, чтобы европейцы покупали газ в США, и поэтому он логично против СП-2: Белый дом хочет заставить Евросоюз покупать их дорогой газ.
По мнению экономиста Александра Дудчака, США явно перегнули палку: понятно, что «невидимая рука рынка» давно отсохла и теперь в ход идут все средства, вплоть до угроз и санкций, если кто-то пытается перечить воле Вашингтона и не желает участвовать в решении экономических проблем США.
«Возможно, количество наконец-то начало переходить в качество: объемы американского хамства льются через край, и Германия вспомнила о том, что когда-то была великой державой, обладающей суверенитетом. В те далекие времена, когда Ангела Меркель еще не была канцлером. А вслед за Германией свои слабые голоса подали и другие европейцы.
Сложно убедить жителей Европы в том, что американский СПГ — это молекулы свободы, а газ по трубам СП-2 — это агрессия России, когда счет за углеводороды различается процентов на 20.
Все же своя рубашка европейцам оказалась ближе к телу из-за разницы в цене», — констатирует Дудчак.