Экономика Экономика

Лукашенко нашел способ отомстить Литве за поддержку протестов в Беларуси

Забастовки в Беларуси могут негативно повлиять на работу Клайпедского морского порта, около трети грузооборота которого составляют белорусские грузы. В Литве всерьез обеспокоены этой перспективой. Более того, Лукашенко вполне может отомстить прибалтийской республике за поддержку белорусской оппозиции и привести в исполнение свои давние угрозы — перераспределить транзитные потоки в пользу других стран.

Новости о забастовке рабочих «Беларуськалия» появились в средствах массовой информации 17 августа. Портал Tut.by сообщил, что все шахты предприятия в Солигорске перестали выдавать руду. Глава «Белхимпрофсоюза» Андрей Рыбак в комментарии ТАСС подтвердил: производство частично остановлено.

По данным стачкома, требования забастовщиков поддержали 4 из 17 тысяч рабочих. О непростой ситуации на рудниках говорит хотя бы тот факт, что именно сотрудникам «Беларуськалия» Лукашенко пригрозил найти замену: «У нас в Солигорске 2 тысячи человек хотят работать на "Беларуськалии". Они придут. Не они придут — приедут с Украины шахтеры. Во всем мире безработица. Их море — безработных».

Казалось бы, соседняя Литва должна радоваться

тому, что у Лукашенко возникли серьезные экономические трудности. Политиканы из числа консерваторов-ландсбергистов наверняка довольны.
А в Клайпедском порту, напротив, обеспокоены перспективами потери белорусского транзита.

«Нас ситуация очень беспокоит», — признался директор порта по маркетингу и общим вопросам Артурас Друнгилас.

Оно и понятно.

«Беларуськалий» — один из крупнейших в мире производителей калийных удобрений — свою продукцию экспортирует именно через Клайпеду
.

Обработкой этих грузов занимается отдельная компания Biriu kroviniu terminalas (BKT, Терминал насыпных грузов). Ее руководитель Видмантас Дамбраускас от подробных комментариев воздерживается, но признает, что в случае остановки «Беларуськалия» работы у BKT тоже не будет.

Если верить министру транспорта и коммуникации Литвы Ярославу Наркевичу, протесты в Беларуси пока никак не повлияли на работу Клайпедского порта: «Грузопоток из Беларуси идет в обычном режиме, никаких нарушений нет». Но еще не вечер.

После того, как уличный «блицкриг

» в Минске провалился, противники Лукашенко начали делать ставку на институциализацию протеста (для чего был создан так называемый Координационный совет по трансферу власти) и расширение стачечного движения. Очевидно, это звенья одной цепи.
Остановить крупнейшие предприятия страны, поломать хребет белорусской экономике и довести ее до такого состояния, при котором Лукашенко будет вынужден пойти на переговоры с Координационным советом — вот новая стратегия белорусской оппозиции.

Не случайно в своем последнем видеообращении Светлана Тихановская несколько раз повторила слово «забастовка».

Лукашенко со свойственной ему неуступчивостью гнет свою линию. С понедельника, 24 августа, он поручил

закрыть в стране все бастующие предприятия.

«Я прошу губернатора, глав исполкомов: если кто-то не хочет работать — не заставляйте. Не надо. Мы их все равно не заставим и не уговорим. Но если предприятие не работает — с понедельника замок на ворота», — заявил президент Беларуси на провластном митинге в Гродно.

Его логика тоже понятна: люди остынут, возьмутся за головы, вспомнят, что им нужно кормить семьи. Примечательно, что Лукашенко в качестве кнута применяет метод коллективной ответственности. Бастует часть рабочих — страдают все. В белорусских реалиях это может оказаться весьма эффективно.

Тот же стачком «Беларуськалия» подтверждает, что его требования поддержали менее четверти от общего числа рабочих (при этом многие из них наверняка продолжают работать). Если предприятие остановится, забастовщики будут испытывать сильное психологическое давление со стороны своего трудового коллектива.

Стороны

декларируют желание взять друг друга измором. Кто первым дрогнет — голодающие рабочие или голодающий режим Лукашенко?
Клайпедскому порту это противостояние в любом случае не сулит ничего хорошего. Угроза потери белорусского транзита вполне реальна.

Впрочем, забастовка не может продолжаться вечно. Ради «свободы» и «независимости» братьев-белорусов можно потерпеть. Но если Лукашенко разгромит белорусскую оппозицию (а к этому все идет), то следом он может взяться за своих внешнеполитических антагонистов.

Лукашенко неоднократно грозился перераспределить грузовые потоки в пользу Латвии, если Вильнюс не прекратит противодействовать строительству Белорусской АЭС. «Вы понимаете, что выхода к морю у нас нет, и если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию. Надо сделать так, чтобы эта республика удовольствие получала от сотрудничества с Беларусью. Мы люди порядочные, обязательные, они это знают. И если они пойдут нам навстречу по многим вопросам, которые мы им предложим, они будут иметь определенный (и немалый) эффект», — говорил Лукашенко при назначении нового белорусского посла в Латвии.

В Литве на эти угрозы не реагируют. Зачем волноваться, если лучшие условия для белорусских поставщиков предлагает Клайпедский порт? А Лукашенко из двух коммерческих предложений всегда выберет самое выгодное.

Вот и сейчас литовские власти, наблюдая затухание белорусских протестов, утешают себя этой мыслью. Велик соблазн отомстить прибалтийской республике, да денег жалко!

«Такие рычаги всегда пытаются использовать. Сегодня мы можем сказать только одно — что более эффективного, дешевого и экономически выгодного пути для белорусских грузов, чем через Клайпеду, нет», — утверждает премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис. Ему вторит ведущий экономист банка Luminor Жигимантас Маурицас: «Существует определенная инфраструктура, контракты, которые не могут быть аннулированы без экономических последствий. Белорусские компании не хотят искать альтернативы, потому что другие направления в перевалке — более дорогие». Ярослав Наркевич также соглашается, что риск потери белорусского транзита по политическим причинам сегодня минимален.

Впрочем, литовские эксперты и политики не учитывают одну маленькую деталь. За последние две недели Польша и Литва из проблемных соседей превратились в смертельных врагов режима Лукашенко. Не исключено, что эти перемены отразятся и на экономике.

Сворачивание сотрудничества белорусских компаний с их литовскими коллегами будет подаваться как нивелирование угроз национальной безопасности.

«Скорее всего, уменьшится не только поток грузов из Беларуси, но и поставки в нее. Вероятно, Россия будет пресекать контрабанду из Беларуси более активно, и это тоже плохая новость как для Клайпедского порта, так и для всего прибалтийского маршрута в целом», — прогнозирует экономист Василий Колташов.

В последние годы белорусский транзит стал для Литвы спасательным кругом. На него приходится примерно треть от общего объема перевалки грузов в Клайпедском порту, и этот поток постоянно растет. В 2013 году через Клайпеду прошло 9 миллионов тонн грузов из Беларуси, в 2019 году — уже почти 15 миллионов тонн.

Латвийские порты страдают от потери российского транзита, а Литва держится на плаву — у нее есть Беларусь. Вернее, пока есть.

Официальный Вильнюс сделал все возможное для того, чтобы Лукашенко поставил крест на развитии торгово-экономических отношений с Литвой.

Лукашенко обрушит экономику Литвы за Майдан в Белоруссии / Оперштаб
Лукашенко обрушит экономику Литвы за Майдан в Белоруссии / Оперштаб

Читайте также
25 августа 2020
Действия Польши и стран Балтии в белорусском кризисе все более диссонируют с осторожным поведением их западных союзников. Поведение западных соседей Беларуси во многом определяется идеологией, но у Польши и Прибалтики хватает и рациональных причин вести себя деструктивно.
24 августа 2020
Вы не задавались вопросом, откуда в тоталитарном СССР, где «кровавый кей-джи-би», где ГУЛАГ и 10 лет расстрела за инакомыслие, вдруг появились сотни тысяч «людей со светлыми лицами», скакунов-шатателей? Я расскажу.
22 августа 2020
На днях объявил о полном и окончательном банкротстве последний монстр советской индустрии в Латвии — Рижский вагоностроительный завод (РВЗ). Расскажу, как он умер.
25 августа 2020
В прошлом своем рассказе я на пальцах объяснил, как умер Рижский вагоностроительный завод. Теперь расскажу, как убили гигант электронной промышленности Латвии — ВЭФ.