Польша потребует от России компенсации за «Северный поток — 2»
Алексей Ильяшевич
Польское Управление по охране конкуренции и потребителей (UOKiK) выписало «Газпрому» штраф в размере 57 миллионов долларов за нежелание сотрудничать в расследовании по делу «Северного потока — 2». В российской компании сразу же заявили, что считают это решение неправомерным и будут оспаривать его в судебном порядке. Очевидно, Польша на это и рассчитывает. Вслед за отказом «Газпрома» признавать штраф последует попытка его принудительного взыскания, а в будущем Варшава станет требовать компенсации за «ограничение конкуренции».
«Северным потоком — 2» польский антимонопольный регулятор занимается с 2016 года. Тогда он впервые заявил, что строительство газопровода может привести к ограничению конкуренции: дескать, «Газпром» и так доминирует на польском рынке, а кооперация с ведущими нефтегазовыми компаниями Европы будет только усиливать его позиции в переговорах с Варшавой.
Полноценное расследование началось после заключения финансовой сделки «Газпрома» с европейскими кредиторами «Северного потока — 2» (Uniper, OMV, Shell, Wintershall и Engie). Польский регулятор возмутился, что договор был подписан без его разрешения. За это «нарушителям» грозят штрафы в размере до 10% их годового оборота.
Первый удар поляки нанесли не по «Газпрому», а по его французским партнерам.
«Мы наложили на Engie Energy штраф в размере 172 миллионов злотых за постоянный и необоснованный отказ в отправке запрошенных документов. Дело касается разбирательств в отношении предприятий, ответственных за строительство газопровода "Северный поток — 2"», — сообщила UOKIK в ноябре прошлого года.
Engie ожидаемо отвергла эти претензии и подала в суд.
Кстати, польский регулятор предварительно анонсировал самый большой штраф в своей истории. Журналисты полагали, что это будет «наезд» на «Газпром». Но под каток UOKIK неожиданно попала французская Engie — одна из крупнейших энергокомпаний Европы.
Это многое говорит о геополитическом позиционировании Польши, для которой в ЕС не существует авторитетов (есть только «вашингтонский обком»).
Из отчета «Газпрома» следует, что в начале этого года UOKIK запрашивало у него некие документы в рамках проводимого расследования. 31 января 2020 года российская компания ответила на обращение. Как ответила, неизвестно, но явно не предоставила полякам никакой информации по «Северному потоку — 2», поскольку 4 марта они повторили свой запрос.
«Газпром» в свою очередь запросил дополнительное обоснование для предоставления запрашиваемых сведений и документов. Вместо этого он получил извещение о возбуждении антимонопольного дела относительно «непредоставления ПАО "Газпром" затребованной UOKIK информации и принятии определенных документов в качестве доказательств для нового расследования».
Развязка не заставила себя долго ждать: 3 августа UOKIK оштрафовало «Газпром» на 57 миллионов долларов.
«Нарушение законодательства Польши — государства — члена Европейского союза — будет подвергаться финансовым санкциям, предусмотренным в нём. На мой взгляд, это преднамеренный акт, который должен был помешать продолжению разбирательства. Поэтому я решил наложить на "Газпром" штраф в размере почти 213 миллионов злотых. Это максимальная санкция, предусмотренная законом за отказ в предоставлении информации по требованию главы управления», — сообщил руководитель регулятора Томаш Хрустный.
Любопытно, что о возможных штрафах Uniper, OMV, Shell и Wintershall в Польше не сообщают. То ли UOKIK по каким-то причинам побаивается их трогать, то ли перечисленные компании сотрудничают с поляками и передают им запрашиваемую документацию, которая затем наверняка передается американцам.
Само расследование UOKIK может оказаться всего лишь ширмой для сбора информации по «Северному потоку — 2».
Соединенным Штатам она нужна, к примеру, для детальной проработки новых санкций против компаний, участвующих в строительстве газопровода. Поэтому отказ Engie и «Газпрома» сотрудничать с польским регулятором — абсолютно разумное решение. Передав UOKIK документы по «Северному потоку – 2», они бы фактически выдали американцам «санкционную плетку», которая может использоваться против них самих.
В российской компании заявили, что запрошенная поляками информация не имела никакого отношения к антимонопольному расследованию, просьба обосновать правомерность этого запроса осталась без ответа.
«После завершения изучения официального решения UOKIK ПАО "Газпром" примет меры по защите своих интересов, включая обжалование решения в суде. Там UOKIK будет необходимо доказать состоятельность своей позиции. В случае судебного обжалования штрафа, он не будет подлежать взысканию до момента вступления в силу соответствующего решения суда», — сообщает «Газпром».
Нетрудно догадаться, что будет дальше: за отказ платить деньги Варшава будет добиваться принудительного взыскания штрафа.
На это уже намекнул вице-министр иностранных дел Польши Павел Яблонский: «Мы имеем юридические инструменты, чтобы довести до взыскания штрафа, наложенного Управлением защиты конкуренции и потребителей на "Газпром", как в случае арбитражного суда, так и в этом случае сможем эффективно довести до взыскания штрафа».
Примерно такие же заявления звучали весной, когда Стокгольмский арбитраж обязал «Газпром» выплатить Польше компенсацию в размере 1,43 миллиарда долларов. В нефтегазовой компании PGNiG уже потирали руки, готовясь начать охоту на «путинские активы» в Европе (точно так же, как несколькими месяцами ранее это делал украинский «Нафтогаз»). Но «Газпром» всё-таки рассчитался с Польшей, хотя апелляция на вердикт Стокгольмского арбитража продолжает рассматриваться.
Сегодня ситуация принципиально иная. На руках у поляков есть только решение своего ангажированного национального регулятора, которое не может стать основанием для ареста российского имущества за рубежом.
Даже если международный суд подтвердит правомерность штрафа, последует апелляция. Пока ее не рассмотрят, «Газпром» не обязан выполнять требования UOKIK и может не бояться ареста своих активов.
Да и что можно арестовать на сумму в 57 миллионов долларов? Для нефтегазового бизнеса это смехотворные деньги. Куда большие средства Варшава планирует заполучить в дальнейшем. Расследование UOKIK в отношении «Северного потока — 2» едва ли может повлиять на сроки и ход реализации проекта, зато оно позволит Польше требовать новые компенсации за «ограничение конкуренции».
Как от России, так и от Европы.