Министерство сообщения Латвии объявило о прекращении поддержки латвийских портов из бюджета Евросоюза. Решение ЕС лишить порты Риги, Вентспилса и Лиепаи финансирования было озвучено вскоре после публикации статистики катастрофического падения транзитной отрасли Латвии за полгода. Брюссель не стал спасать падающие предприятия Латвии — он подтолкнул их к краю, в очередной раз доказав, что ему не нужна развитая экономическая инфраструктура в Восточной Европе.
Министр сообщения Латвии Талис Линкайтс сообщил
До сих пор Брюссель софинансировал работы по поддержанию в надлежащем состоянии портовой инфраструктуры: реконструкцию причалов, углубление акватории и тому подобное.
Теперь латвийские порты идут ко дну, и Евросоюз не собирается помогать им выплыть.
«Позиция ЕС очень ясна — порты должны финансировать эти работы из собственных средств. <…> Хозяйственная деятельность портов до сих пор была дойной коровой, когда средства перераспределялись, но не вкладывались в реконструкцию, водные пути, услуги буксиров и прочее», — пояснил Талис Линкайтс.
Министр сообщения добавляет, что портовая инфраструктура Лиепаи и Вентспилса находится не в лучшем состоянии и нуждается в модернизации. Однако Линкайтс понимает и мотивы чиновников в Еврокомиссии. Какой смысл инвестировать в эти предбанкротные объекты, если период расцвета портов Латвии остался позади и сейчас они несут сплошные убытки?
Павших лошадей пристреливают, не так ли?
Как раз в этом месяце Министерство сообщения опубликовало статистику за первое полугодие, которая свидетельствует о катастрофе портовой отрасли Латвии.
Перевалка грузов в латвийских портах сократилась на треть, из них перевалка транзитных грузов — на 56%. Грузооборот Рижского порта за полгода сократился на 26,7%, Вентспилский порт потерял 41% грузооборота, Лиепая — 15,6%.
Нынешнее падение грузооборота является продолжением прошлогоднего, поэтому не может быть и речи о том, чтобы связывать это падение с последствиями коронавируса. Латвийские власти и не пытаются этого делать. Они честно признают: кризис транзитной отрасли вызван уходом российских компаний, грузы которых в лучшие годы составляли три четверти грузооборота латвийских портов и железной дороги.
Общепризнано, что российский транзит
Компания «Латвийская железная дорога» уже порадовала наблюдателей проектом переориентации своих мощностей на морскую логистику. Для спасения портов правительство республики планирует в начале полностью передать их под контроль государства. Бюджетное финансирование должно позволить портам пройти через острую фазу кризиса и спасти хотя бы то, что еще можно спасти.
Европейское софинансирование для решения этой задачи было бы очень кстати.
Однако Брюссель отказался от поддержки Вентспилса, Лиепаи и Риги в новом семилетнем бюджете ЕС, поступив с латвийскими портовиками по завету немецкого философа Фридриха Ницше: падающего подтолкни.
Объяснения про «дойную корову», когда деньги из Брюсселя выделяются, перераспределяются, но не расходуются по назначению, — откровенное вешание лапши на уши. Для Прибалтики подобное расходование дотаций ЕС — в порядке вещей.
На железную дорогу Rail Baltica еврофонды только так и «пилят», но ей финансирование в семилетнем бюджете ЕС как раз выделили. Потому что каким бы сомнительным ни был этот проект, он европейский и напрямую связан со вступлением стран Балтии в ЕС.
Морские порты же достались Латвии в наследство от предыдущих эпох. К европейской интеграции они не имеют никакого отношения, зато имеют самое непосредственное отношение к России, связи с которой много веков были единственным залогом их развития и рентабельности. Так что если портовые краны Риги, Вентспилса и Лиепаи распродадут с молотка на металлолом, Брюссель потерю латвийских портов переживет.
Подобным образом Евросоюз подтолкнул к разорению многие бюджетообразующие предприятия Восточной Европы, которые остались новым странам — членам ЕС от эпохи социализма и создавали этим странам совершенно иной стратегический потенциал.
Гданьские судоверфи в Польше, «Икарус» в Венгрии, Игналинская атомная станция в Литве — эти и другие индустриальные гиганты постигла печальная участь не потому, что они технологически устарели и не могли выдержать рыночной конкуренции, а потому, что их сознательно тянули ко дну через институты ЕС. Закрытия Игналинской АЭС добилось французское атомное лобби, Гданьским судоверфям перекрыли кислород немецкие и голландские предприятия.
Латвийские порты и железные дороги Евросоюз не уничтожал — руководство Латвии с его антироссийской политикой справилось само. Однако Евросоюз отказался спасать утопающих. На что они ему?
Теперь порты Латвии оказались еще ближе к судьбе других стратегических предприятий региона, производственные и транспортные мощности которых в составе «Единой Европы» превратились в груду ржавого железа.
Работникам латвийской портовой логистики останется то же, что и бывшим работникам всех этих стратегических предприятий. Благодарить европейскую интеграцию за то, что она есть, и лететь работать на автозаправки в Ирландию.