Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам раскритиковал украинские законопроекты №2 708 (о труде) и №2 681 (о профсоюзах). Однако правительство Украины не отказалось от законодательных инициатив и продолжает их продвигать — в парламент законопроекты могут внести в любой момент. Новые документы лоббируются парламентским комитетом по социальной политике. 30 июня даже прошла организованная профсоюзами протестная акция, однако глава профильного комитета Верховной рады Галина Третьякова расценила ее как проплаченную кампанию.
Указанный Комитет ООН 2 апреля, рассмотрев доклад Украины, опубликовал свои замечания и рекомендации. Вот некоторые из них:
· следует повысить уровень социальных расходов, уделяя особое внимание обездоленным и маргинализированным лицам и регионам с высоким уровнем безработицы и нищеты;
· необходимо разработать и принять новую всеобъемлющую национальную стратегию и план действий по интеграции внутренне перемещенных лиц и обеспечению их доступа к экономическим, социальным и культурным правам на период после 2020 года;
· комитет обеспокоен высоким уровнем безработицы среди внутренне перемещенных лиц, цыган и инвалидов;
· нужно осуществлять эффективный контроль за выплатой зарплат и создавать эффективный и доступный механизм возмещения ущерба, предусматривающий не только выплату просроченных сумм, но и справедливую компенсацию убытков, понесенных в связи с задержкой выплаты зарплаты;
· требуется пересмотреть проект законов Украины «О труде» (№2 708) и поправки к Трудовому кодексу Украины, касающиеся дополнительного отпуска работников (№2 584), с целью обеспечения права на защиту от несправедливого увольнения, на отдых и досуг, ограничение рабочего времени и оплату сверхурочных часов.
Кроме того, комитет взволнован тем, что предложенные поправки к трудовому законодательству ослабят полномочия профсоюзов, включая право на забастовку.
Принимая к сведению сложности выявления и проверки прав на получение пенсий и социальных пособий жителей неподконтрольных правительству территорий Донецкой и Луганской областей, комитет обеспокоен тем, что большому числу этих жителей были приостановлены пенсионные выплаты, и они по-прежнему сталкиваются с трудностями в доступе к своим пенсиям и социальным пособиям.
Необходимо принять законодательство, отменяющее требование, чтобы жители района, не контролируемого правительством, регистрировались в качестве внутренне перемещенных лиц для получения доступа к своим пенсиям и социальным пособиям, и ускорить принятие процедур проверки и выплаты, позволяющих жителям района, не контролируемого правительством, получать доступ к своим социальным пособиям без необходимости пересекать линию соприкосновения.
Позаботиться, чтобы политика социальной защиты, затрагивающая жителей неподконтрольного правительству района, прямо или косвенно не ограничивала доступ к социальному обеспечению, на которые эти жители имеют право.
Комитет обеспокоен тем, что закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» (№2704-VIII) предусматривает различное обращение с разными языками меньшинств.
Комитет рекомендует обеспечить группам этнических меньшинств и коренным народам равные возможности для изучения своих языков и использования их в частном и публичном порядке.
Комитет просит государство Украина осуществить широкое распространение настоящих заключительных замечаний на всех уровнях общества, в том числе на национальном, провинциальном и муниципальном, в частности среди парламентариев, государственных должностных лиц и судебных органов, и проинформировать комитет в следующем периодическом докладе о мерах, принятых для их осуществления.
С последним пунктом как раз и не сложилось: как утверждают в Федерации профсоюзов, Третьякова в сговоре с другими чиновниками скрыла замечания Комитета ООН по законопроектам.
Это та сама «слуга народа», которая не считает целесообразной выплату безработным социальной помощи.
«Когда мы демографически предоставляем такие средства, которые используются семьей, и рождение ребенка происходит не для того, чтобы предоставить ему равные права, образование, а для того, чтобы получить материальную помощь, то мы получаем, скажу жестко, детей очень низкого качества», — заявила народный депутат и фактически предложила стерилизовать безработных женщин.
Каковы самые большие «подводные» и «взрывоопасные» положения этих проектов, которые возмутили даже чиновников ООН?
Новый либертарианский Трудовой кодекс выгоден олигархам — этакое добровольное рабство, то есть полная вседозволенность работодателя и бесправие наемных работников, которые превращаются в обычные МБП (под этой бухгалтерской аббревиатурой скрываются «малоценные быстроизнашивающиеся предметы»).
В законопроекте предусматривается увеличение оплачиваемого отпуска до 28 дней, но вместе с тем оплачиваемый больничный будет выдаваться не более чем на 8 дней.
Кроме того, имеются такие «сюрпризы», как увольнение без объяснения причин (в том числе беременных) и не сохранение рабочего места после декретного отпуска или сокращение без выходного пособия; отмена регламентации продолжительности рабочего дня и доплат за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни.
Президент Украинского аналитического центра Александр ОХРИМЕНКО
«Если украинцы хотят получать зарплату, как в ЕС, то нужно немедленно принимать этот закон, если нет — оставить все как есть.
В Украине нет нормального рынка труда, у нас очень много теневых зарплат, нарушений прав и работников, и работодателей. Нужен нормальный закон о труде, как в ЕС, без него не будет хорошей зарплаты.
Бизнес должен иметь возможность в случае необходимости уволить работника (если нет в нем необходимости или прибыль падает), а сейчас это невозможно. Поэтому у нас так много теневых зарплат — это вынужденная мера при действующем законодательстве», — констатирует Охрименко.
По мнению экономиста Александра ГАВРУТЕНКО, проект закона о профсоюзах предполагает вносить правки в Кодекс законов о труде, действие которого отменяется в случае принятия соответствующего нового закона. Другими словами, налицо непрофессионализм и несогласованность действий правительства Алексея Гончарука, подавшего их в Раду. Поэтому если по кабминовскому законопроекту можно дискутировать и выносить его на рассмотрение в зал, то по профсоюзам придется вносить другой законопроект.
«Что же касается перспектив нового закона "О труде", то лучшим сроком его принятия был август 1991 года: все остальное и до сегодняшнего дня — это утраченное для нас и для эффективного развития нашей экономики время.
Но вряд ли это в полной мере осознает нынешний состав парламента (как и все предыдущие).
Этот законопроект настолько обширный и с таким огромным количеством дискуссионных новаций, что правки по нему можно будет рассматривать десятилетиями. Так что, может быть, Галина Третьякова и права, что подает свои изменения по профсоюзам в старый Кодекс, не предполагая в обозримом будущем принять новое современное законодательство о труде», — заключает Гаврутенко.
Экономист Алексей КУЩ напоминает, что в Украине примерно 17 млн трудоспособного населения. 5–6 миллионов из них — на постоянных заработках за рубежом. А численность официально трудоустроенных — около 7 миллионов. Все остальные либо безработные, либо получают серую зарплату.
По его словам, выполнение трудового законодательства сейчас тяжким бременем лежит на большом бизнесе, который владеет крупными промышленными предприятиями. И ему в условиях глобального кризиса очень хочется уволить кадровый «балласт», но мешает «родимое пятно» советского прошлого в виде системы социальной защиты человека труда. Того самого прошлого, которое и построило эти самые заводы.
«Но нельзя слепо копировать европейскую или американскую практику без учета уровня развития и влияния профсоюзов, эффективности и объективности судебной системы там и на Украине. Либеральные трудовые отношения в системе "работодатель — работник" в западных странах уравновешиваются четкой работой судов, надежной правовой системой и эффективной работой независимых профсоюзов. Ничего этого у нас нет и в помине, и единственный фактор, который хоть как-то защищает права наемного работника, — это Трудовой кодекс. Во всем остальном, включая выплату зарплат в конвертах, все на стороне работодателя.
Авторам проектов нужно было ознакомиться со статистикой о том, сколько судебных решений на Украине было принято в пользу наемных работников за дискриминацию при приеме на работу, например, по возрасту, и сколько таких решений было принято в США.
Сначала необходимо создать институциональные механизмы защиты наемных работников в виде профсоюзов, усовершенствовать работу судебной системы, а уже затем либерализовать трудовые отношения.
Авторы нового Трудового кодекса явно не учли, что если уж и работать ненормированно, то лучше делать это в Польше и за злотые, чем на Украине за несколько тысяч гривен», — резюмирует Кущ.