США ввели санкции против Huawei и других китайских IT-компаний и принуждают союзников отказаться от сотрудничества с ними. Пока что требования США выполняют только покорные сателлиты в Восточной Европе, включая страны Прибалтики, которые готовы смириться с новым технологическим отставанием ради одобрения Вашингтона.
«Госдепартамент вводит сегодня визовые ограничения в отношении сотрудников китайских технологических компаний, оказывающих материальную поддержку режимам, ущемляющим права человека в мире», — говорится в опубликованном в среду сообщении для прессы госсекретаря США Майка Помпео.
В первую очередь имеется в виду китайская компания Huawei, успехи которой на мировом рынке телекоммуникаций вызывают особенное раздражение у американцев, лидерство которых на этом рынке еще несколько лет назад казалось неоспоримым.
«Некоторые сотрудники Huawei предоставляют материальную поддержку режиму Коммунистической партии Китая, которая нарушает права человека», — объясняет Помпео и обращается с грозным предупреждением не только к граду, но и к миру: «Телекоммуникационные компании по всему миру должны взять на заметку: если они ведут дела с Huawei, они ведут дела с нарушителями прав человека».
Помимо Huawei, у американцев вырос здоровенный зуб на китайскую социальную сеть Tik-Tok и китайского же производителя смартфонов ZTE. Они тоже столь стремительно растут на рынках, традиционно находившихся под контролем американцев, что США больше не могут закрывать глаза на их связь с «тоталитарной» Коммунистической партией КНР.
Пространные пояснения про права уйгуров, которые злостно нарушают китайские коммунисты, никого обмануть не могут.
Китайцы начали теснить американские IT-компании, выиграть рыночную конкуренцию с ними американцы не могут, поэтому заводят длинную песню про дискриминацию уйгуров на Тибете и включают политическое принуждение зависимых от США стран к отказу от услуг Huawei.
Вашингтон прямо говорит всем, кто претендует на звание союзника США: никакого Китая, если хотите, чтобы мы тоже считали вас союзниками и относились к вам соответствующе. Американские руководители последовательно и настырно проводят эту мысль на всех переговорах с иностранными коллегами, во всех зарубежных поездках.
Дошло до того, что во время визита в Беларусь осенью прошлого года тогдашний помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, проезжая с Александром Лукашенко по центру Минска, указал белорусскому президенту на магазин Huawei и просветил его насчет «китайской угрозы».
То есть не только за союз, но и за элементарное улучшение отношений с США нужно заплатить свою цену.
Теперь Вашингтон в классическом американском жанре «история успеха» отчитывается о проведенной работе по нагибанию международных партнеров. Нынешний советник президента США по национальной безопасности (они в условиях вашингтонского хаоса меняются ежегодно) Роберт О'Брайен заявил, что в международном сообществе сложился консенсус по поводу угроз, исходящих от китайских IT-компаний.
Затем Госдеп США пояснил это сенсационное заявление и перечислил, кто же этот консенсус составил. Список получился жиденький до нелепости. Великобритания, Польша, Румыния, Чехия, Швеция, Латвия и Эстония — вот и все «международное сообщество», которое согласилось с США, что китайские компании являются ненадежными поставщиками услуг, потому что контролируются правительством, которое не придерживается демократических норм.
По большей части на поводу у США пошли их покорные сателлиты в Восточной Европе, для которых лишиться одобрения заокеанского божества страшнее, чем ограничить себе доступ к передовым технологиям.
Все союзники США по НАТО и вне НАТО, которые еще претендуют на какую-то субъектность и на заботу о своих национальных интересах, отказались ограничивать себе свободу выбора на рынке IT— и телекоммуникаций. Поэтому в почетном списке Госдепа нет ни Германии, ни Франции, ни Австралии, ни Японии, ни Южной Кореи.
Очень многое объясняет казус Великобритании. Почему объективно великая европейская держава оказалась в одном ряду не со стратегически мыслящими западными европейцами, а с выстрелившими себе в ногу Латвией и Румынией? Ведь еще месяц назад Лондон был совсем не прочь развивать технологическое сотрудничество с Поднебесной.
Тот же Huawei собирался строить на Туманном Альбионе сеть станций 5G. Однако информационной безопасностью союзника озаботились Соединенные Штаты. Майк Помпео деликатно указал Даунинг-стрит, 10 на опасность избыточной экономической зависимости от Китая и очень мило предложил британцам построить сеть 5G американскими силами.
Когда же из Лондона, вежливо поблагодарив, ответили американцам, что продолжат сотрудничество с Китаем, потому что Huawei берет меньше, а услуги предоставляет более качественные, премьер-министру Борису Джонсону, как утверждают британские газеты, позвонил Дональд Трамп, и после продолжительного матерного лая Джонсон все-таки проникся нарушением прав уйгуров.
Выбора у него просто не оставалось. Поддержка США — единственная возможность Великобритании остаться на плаву после Брексита. Без опоры на бывшие североамериканские колонии Соединенному Королевству не выдержать экономических и геополитических последствий выхода из ЕС.
Поэтому ради американской помощи приходится ограничивать себя в развитии технологий сверхскоростного интернета, беспилотного транспорта, «больших данных», «интернета вещей» и тому подобных прорывных направлений, самые выгодные предложения по которым сегодня предлагает не Америка, а Китай.
Соединенные Штаты просто берут за горло тех, кто от них зависим, и заставляют их ради продления американского глобального доминирования поступаться собственным будущим.
История горько иронизирует над постсоциалистическими странами Восточной Европы и особенно — над постсоветской Прибалтикой. В ХХ-м они остро ощущали свою технологическую ущербность, виновниками которой считали русских и социализм.
Крутить антенну на чердаке, чтобы поймать единственную программу центрального телевидения, тогда как на Западе уже перешли на кабельное и спутниковое ТВ, было прежде всего унизительно. Еще унизительнее — подсчитывать расходы на деревянных счетах и знать, что американцы дарят детям на поступление в школу персональный компьютер.
Когда «возвращение домой» состоялось, Запад лишил Прибалтику возможности стать центром производства технологий и инноваций, но хотя бы дал возможность свободно потреблять самые передовые технологии, какие тогда были. Хочешь «айфон» — платишь деньги и получаешь «айфон».
Теперь же американцы не могут предложить наилучший на рынке IT-продукт, покупать у конкурентов этот лучший продукт запрещают, и зависимость от США оборачивается для Прибалтики возвращением технологической отсталости.
Что остается прибалтийским вассалам? Смириться с этим и убеждать себя, что не американское не может быть лучшим, потому что этого не может быть никогда. Наши микропроцессоры — самые большие микропроцессоры в мире!