Почему выход из БРЭЛЛ обрекает Прибалтику на дорогую электроэнергию
Сергей Половинец
Литва, Латвия и Эстония готовятся к выходу из системы БРЭЛЛ. Свои потребности они планируют удовлетворять за счет смычек с европейской энергосистемой. Цена на электроэнергию для стран Балтии в этих условиях будет зависеть от изменений климата в Скандинавии и борьбы Евросоюза с угольной энергетикой в Польше. Дешевой электроэнергии Прибалтике после отказа от БРЭЛЛ ожидать в любом случае не приходится, как рассказал аналитическому порталу RuBaltic.Ru ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь ЮШКОВ.
— Г-н Юшков, Литва, Латвия и Эстония ведут подготовку к выходу из энергокольца БРЭЛЛ. Соединиться с европейской энергосистемой они планируют через Швецию (смычка NordBalt) и Польшу (смычка LitPol link и морской кабель Harmony link). Как бы Вы оценили надежность этих проектов?
— Технически это реальные проекты. Никто не спорит, что перемычек можно построить довольно много и с разными странами. Вопрос в том, каковы будут экономическая эффективность торговли электроэнергией с этими странами и надежность энергоснабжения от рынков Польши или Швеции.
Опыт покупки электроэнергии у Швеции показывает, что предложение зависит от погодных условий. Швеция имеет высокую долю ГЭС в электроэнергетическом балансе. Соответственно, когда там выпадает много осадков, Швеция имеет излишек электроэнергии. И стоимость покупки прибалтийскими потребителями электроэнергии в таком случае невелика.
Но если осадков мало, то и предложение падает, и тогда покупать электроэнергию в Швеции фактически невозможно.
То есть встает вопрос не только высоких цен, но и надежности энергоснабжения в принципе.
В случае с Польшей зависимости от ГЭС нет. Но и там встает вопрос о цене продаваемой электроэнергии. Учитывая, что поляки продают электроэнергию в Германию, прибалтам придется конкурировать с немцами по цене.
Ситуация усугубится по мере роста давления Евросоюза на Польшу (ЕС заставляет поляков сокращать потребление угля), что приведет к росту себестоимости польской электроэнергии.
Поэтому ждать дешевой электроэнергии от европейской энергосистемы странам Балтии не приходится.
— Энергосмычка NordBalt будет неизбежно пересекаться с проложенным по дну Балтийского моря газопроводом «Северный поток — 2». Какие риски это несет?
— В Балтийском море, как и в других акваториях морей и океанов, очень много разной инфраструктуры. Поэтому мировое сообщество научилось регулировать планы и технические особенности строительства пересекающих друг друга объектов.
Тем более что энергосмычка NordBalt — кабель, который физически не может нанести повреждение газопроводу «Северный поток — 2», который строится из отбетонированных труб. Поэтому пересечение двух объектов не приведет к каким-либо рискам.
— Цена на электричество в странах Балтии растет не первый месяц и уже приближается к 49 евро за мегаватт-час. Полный переход на европейскую электроэнергию позволит остановить рост цен или хотя бы зафиксировать их?
— Это будет зависеть от политики руководства Прибалтийских стран. Если они решат полностью либерализовать электроэнергетику, потребители будут жить в условиях регулярно меняющихся цен на электроэнергию. Если же будет принято решение сохранять годовой тариф, то он вполне может быть высоким, так как государство будет вкладывать в тариф все свои затраты на закупку электроэнергии в странах ЕС (выравнивая ценник по определенному периоду).
— Предприятие «Балтийская АЭС» (юридическое лицо, которое торгует электроэнергией) подписало договор с латвийской компанией Spectrum Baltic о продаже электроэнергии из Калининградской области в Литву. Как подобные контракты отвечают политике энергонезависимости Прибалтики?
— Во-первых, стоит отметить, что выход Прибалтийских государств из БРЭЛЛ даже по официальным оценкам руководства этих стран произойдет относительно нескоро, поэтому в ближайшие годы они могут торговать с Россией и в рамках синхронизированных энергосетей.
Во-вторых, даже после выхода Прибалтийских государств из БРЭЛЛ российские компании сохранят возможность торговать электроэнергией с Литвой, Латвией и Эстонией. И с точки зрения запрета логики европейских регуляторов, дискредитировать конкретного продавца по политическим мотивам — противоправное действие.
Также можно вспомнить опыт Литвы по отказу от российского газа с помощью строительства приемного СПГ-терминала [Independence в Клайпеде]. Мы видим, что даже законодательно закрепленная обязанность потребителей покупать долю газа на СПГ-терминале привела к тому, что теперь на этот терминал сжиженный газ поставляется в том числе из России. Это показывает, что если предложение выгодно, то бизнес будет стремиться приобретать товар именно у этого поставщика.
С электроэнергией может быть точно так же: Прибалтика выйдет из БРЭЛЛ, а Россия и Беларусь вполне смогут подстроиться и продолжить торговать электроэнергией, потому что у потребителей будет спрос на электроэнергию из «старых» источников, так как цены там лучше.
— В Беларуси идет строительство атомной станции в Островце. Есть вероятность, что Латвия также пойдет на перепродажу «опасной» электроэнергии с БелАЭС Литве?
— Все будет зависеть от тарифов на белорусскую электроэнергию. Пространство для маневра у Минска довольно большое. Часть энергии с АЭС можно поставлять на внутренний рынок, а с газовых станций — на экспорт.
В электроэнергетике в принципе нет разделения на «атомную» и «неатомную» энергию, если все объекты генерации подключены к единой электроэнергетической системе.
Поэтому Беларусь вполне может экспортировать электроэнергию как в Латвию, так и, при определенных обстоятельствах, в Польшу и далее в другие страны — при торговле через биржевые площадки.
Плюс у Минска остается возможность давить на литовские власти через институты Евросоюза. Ведь запрет на покупку белорусской электроэнергии является дискриминацией одного из поставщиков. А как же равная и свободная конкуренция и другие истории, которые нам так любят рассказывать европейские друзья?
При этом стоит помнить, что Литва не едина в своем решении об отказе закупать электроэнергию у Беларуси. Как и в случае с СПГ, литовский бизнес с удовольствием приобретал бы электроэнергию у Минска, если бы предложение было привлекательным.
— Какие еще у Прибалтики возможности обеспечить себя электроэнергией в условиях выхода из БРЭЛЛ?
— Можно импортировать больше электроэнергии из европейских сетей (этот вариант работает при условии, что потребители будут готовы платить любые средства, лишь бы электричество было «европейским»).
Второй вариант — это развитие собственной генерации. Но строительство станций для выработки достаточного количества электричества — это программа на долгосрочную перспективу. Если ее реализовывать, то выход из БРЭЛЛ придется отложить.
Есть еще третий путь — сокращение потребления электроэнергии до уровня собственного производства (если мы говорим о странах — нетто-импортерах электроэнергии). Но это означает стагнацию экономики и сокращение потребления у населения. Поэтому такой сценарий никому не понравится.