Соседи «кинули» Литву: ворота в Европу для Белорусской АЭС открыла Латвия
Алексей Ильяшевич
Борьба Вильнюса с Белорусской атомной электростанцией (БелАЭС) закончилась для него разгромным поражением. Правительство Латвии поддержало идею перенести торговлю электроэнергией с третьими странами на свою собственную границу с Россией. Сегодня все операции осуществляются через Литву, но когда Вильнюс прекратит закупать электроэнергию у Беларуси, Рига будет делать это самостоятельно. Более того, решение латвийского правительства открывает для БелАЭС ворота на рынки Евросоюза, в том числе и на рынок самой Литвы.
Чтобы исключить закупки «вражеской» белорусской электроэнергии, литовский Сейм в свое время одобрил закон, запрещающий импорт продукции «небезопасных АЭС третьих стран». Но борьба на этом не заканчивалась. Для Вильнюса было важно, чтобы соседи тоже держали оборону на своих участках «энергетического фронта» и не пускали белорусское электричество в Евросоюз.
Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис во время переговоров со своим эстонским визави Юри Ратасом так и говорил
Вопрос с Польшей к тому моменту уже был решен. Изначально предполагалось, что именно через ее территорию белорусская электроэнергия пойдет транзитом на запад. Во всяком случае, осенью 2016 года премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков открыто заявлял, что «польская сторона могла бы воспользоваться этой электроэнергией или транзитировать ее дальше, в Европейский союз».
Но Варшава сказала твердое «нет». «Не будем покупать электроэнергию в Островце. Точка», — отрезал уполномоченный польского правительства по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимски.
А вот эстонцы точку еще не поставили. Их позиция остается невнятной.
Ходят слухи, что Таллин уже аккуратно «прощупывал» возможность сотрудничества с БелАЭС. Оно и понятно: выход Прибалтики из энергокольца БРЭЛЛ (Беларусь — Россия — Эстония — Латвия — Литва) состоится в лучшем случае в 2025 году, а Вильнюс перестанет торговать с Минском значительно раньше, когда запустится атомная станция. За счет чего восполнять возможный дефицит электроэнергии?
Этот же вопрос тревожил руководство Латвии. И на днях Рига приняла решение, которое напрашивалось само собой: если Литва перестает сотрудничать с Беларусью, то Латвия перенесет торговлю с третьими странами на свою национальную границу.
Перед нами — тот редкий случай, когда власти одной из Прибалтийских республик проявляют здравомыслие. Свою позицию Кабинет министров аргументирует стремлением уменьшить риски возможного дефицита электричества и тарифных колебаний.
Таким образом, импортированием продукции третьих стран должна заняться компания AST — оператор системы передачи электроэнергии в Латвии. По этому вопросу Рига уже консультировалась с Литвой, Эстонией и Еврокомиссией.
Таллин, конечно, должен быть доволен. В пресс-релизе латвийский Кабмин отдельно упомянул о подготовке к сотрудничеству с эстонской стороной и разработке методики передачи ей электроэнергии. По сути, вопрос БелАЭС для Эстонии решился сам собой.
Литовский оператор системы Litgrid подтвердил, что консультации с Латвией проходили. Но никаких совместных решений, ясное дело, стороны выработать не могли. Если верить президенту Литвы Гитанасу Науседе, еще до окончания переговоров латвийская сторона в одностороннем порядке приняла решение о переносе торговли на свою границу.
Для Вильнюса это настоящий удар в спину. Не один год Грибаускайте и компания уговаривали соседей совместно противостоять белорусской «атомной угрозе», сохранять «балтийское единство», которое недруги изо всех сил пытаются разрушить.
«Дружба дружбой, а табачок врозь», — отвечает Латвия. Хотите ощутить прелести дефицита электроэнергии — флаг в руки, но нам жизнь портить не надо.
Решение латвийского правительства Науседа назвал политическим. Казалось бы, где здесь политика? Но президент Литвы знает, о чем говорит. В его представлении соседняя страна задабривает президента Беларуси Александра Лукашенко, чтобы перехватить белорусский транзит.
«Вы понимаете, что выхода к морю у нас нет, и если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию, — говорил
Что ж, Латвия действительно идет навстречу и может рассчитывать на ответные жесты со стороны «батьки».
Одним выстрелом Рига убивает двух зайцев: снижает риски дефицита электроэнергии и придает дополнительный импульс процессу переориентации белорусского транзита с литовских на латвийские порты.
Есть еще и третий «заяц». Аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что Латвия может стать «энерговоротами» Беларуси в Литву. После недавнего решения латвийского Кабмина этот сценарий начинает реализовываться.
«Заявления о том, что не купим электричество с Островецкой АЭС, необоснованные, поскольку то электричество будет продавать не Островец, — предупреждал в прошлом году экс-министр энергетики Литвы Арвидас Секмокас. — Он продаст электричество какому-то посреднику, который приобретет часть из Островца, часть — из Красноярска, а часть — еще откуда-нибудь».
Теперь окончательно прояснилось, кто именно метит на роль посредника. Заниматься сбытом электроэнергии с БелАЭС собираются латвийцы.
Глава парламентской Комиссии по энергетике и гармоничному развитию Виргилиус Падерис тоже намекнул, что, вероятно, политика соседней республики откроет рынок для продукции БелАЭС.
Изначально было понятно, что торговые ограничения для белорусов не преграда (у электронов на лбу не написано, откуда они родом). Подлинного «бойкота» БелАЭС Литва могла добиться только путем предотвращения физического использования электроэнергии по сетям из Скандинавии, Польши, Латвии и Эстонии, о чем предупреждал Секмокас. В противном случае «опасное» электричество все равно просочится на биржу.
«Если мы ограничим доступ в нашу страну через пропускные мощности, а другие страны этого не сделают, то ничего не будет. Если мы отрежем свои провода, а другие страны этого не сделают, электроэнергия вновь будет поступать через них. В обоих случаях нужна поддержка соседей», — говорил министр энергетики Литвы Рокас Масюлис.
Словом, на карту было поставлено все — и в итоге все проиграно. Соседи изящно «кинули» Литву, сделав абсолютно бессмысленной ее многолетнюю борьбу с БелАЭС.