Дедолларизация Европы: Старый Свет откажется от «бакса» вслед за Россией
Александр Носович
Еврокомиссия объявила о необходимости увеличивать влияние евро в международных финансах. Единая европейская валюта будет использоваться для покупки энергоносителей, за которые европейцы до сих пор расплачивались в долларах. В Европе опасаются, что планы перевести на евро внешнюю торговлю ЕС вызовут возмущение в Вашингтоне, однако нахрапистая внешняя политика США заставляет европейцев преодолевать этот страх: о дедолларизации задумываются уже не только Россия или Китай, но и союзники американцев по НАТО.
В Брюсселе представили комплекс мер по «повышению значения евро в изменяющемся мире». Еврокомиссия предлагает укреплять экономический и валютный союзы, а также завершить формирование банковского союза ЕС.
В отношениях между странами ЕС предложено двигаться к созданию собственного бюджета еврозоны и активизировать дипломатические усилия по поощрению перехода на евро. Проще говоря, Еврокомиссия намерена надавить на Венгрию, Чехию, Польшу и других финансовых евроскептиков, которые цепляются за свои флорины, кроны и злотые, саботируя переход на общеевропейскую валюту.
Еще интереснее инициативы Брюсселя по денежным расчетам с неевропейскими странами.
Еврокомиссия предлагает уйти от доллара во внешней торговле ЕС и проводить денежные расчеты в европейской валюте, причем в первую очередь при покупке энергоносителей.
Сегодня страны ЕС оплачивают нефть, газ и другие энергоресурсы в долларах США. Импорт энергоносителей в Европейский союз ежегодно составляет 342 миллиарда долларов. Европейцы считают, что перевод этой суммы в евро будет способствовать снижению «затрат и рисков для европейских компаний».
О каких рисках идет речь, можно догадаться, раз уж вопрос прямо ставится о переводе на евро импорта энергоносителей. В прошлом году американцы угрожали санкциями европейским компаниям, которые участвуют в проекте строительства газопровода «Северный поток — 2». В этом году отказались от ядерной сделки с Ираном и распространили антииранские санкции на европейские компании, которые покупают иранскую нефть.
Отказ от доллара во внешней торговле нужен европейцам, чтобы обезопасить от санкций Америки «Северный поток — 2» и другие проекты стратегического сотрудничества стран ЕС с Россией, Ираном, Китаем и другими незападными экономиками, против ведения бизнеса с которыми выступают Соединенные Штаты.
В сентябре Евросоюз объявил, что создаст механизм расчетов с Ираном в обход санкций США. Тогда же страны — члены СВПД (Соглашения о совместном всеобъемлющем плане действий по обеспечению мирного характера иранской ядерной программы) договорились создать специальный механизм для торговли с Ираном в обход США.
Обходной механизм так или иначе предполагает отказ от расчетов в долларах. Бартерные сделки, оплата золотом, использование национальных валют — об использовании таких мер договорились Германия, Франция, Великобритания, Китай и Россия.
Этот список примечателен сам по себе. Во-первых, он объединяет Россию и Китай с членами НАТО. Во-вторых, в ряду «заговорщиков» против доллара стоит Великобритания. Главный американский союзник в Европе и одна из наиболее антироссийски настроенных стран в мире блокируется с Москвой, потому что тоже боится самодурства Америки.
Нахрапистый стиль внешней политики США заставляет задумываться о дедолларизации уже не только Россию или Китай, но и американских союзников по НАТО в Европе.
Несколько лет назад те же европейцы говорили, что рассуждать об отказе от доллара в международных финансах могут только страны-изгои, не вписавшиеся в «цивилизованный мир» и не ставшие частью мировой экономики. Теперь ковбойское поведение Вашингтона, готового в любой момент заблокировать неугодную ему сделку условной Франции с условным Ираном или условной Германии с условной Россией, приперло и их.
В Европе не скрывают, что боятся реакции американцев на отказ от доллара. США теряют мощнейший рычаг влияния на союзников в Старом Свете, да и те же 342 миллиарда долларов ежегодного импорта нефти и газа — сумма немаленькая. Однако страх остаться зависимыми от Америки, которая в последние годы пошла вразнос и в пылу своих внутриполитических баталий способна раздавить кого угодно, — этот страх сильнее.
Если потуги европейцев стать финансово независимыми действительно приведут к отказу от использования «зеленых» при совершении сделок по энергоносителям, то «нефтеевро» для мировой экономики и политики будет штукой даже более сильной, чем единая европейская армия.
Глобальное доминирование Соединенных Штатов обеспечивалось не только подавляющим военным превосходством и гегемонией в области массовой культуры, но и монополией американской валюты в международных финансах.
Злоупотребление этой монополией приводит к тому, что об отказе от «баксов» задумываются даже европейцы. Причем в их случае пойти на дедоллоризацию — настоящий подвиг на грани безумия.
Это Россия, сохраняющая ядерный паритет с Соединенными Штатами, может чувствовать себя в относительной безопасности, готовя отказ от доллара во внешней торговле. В Европе же стоят сотни американских военных баз, в которых расквартированы десятки тысяч солдат.
Реакция Вашингтона на попытку одной из самых сильных экономик мира, какой является Евросоюз, отказаться от доллара может превзойти все возможные ожидания.
Перевод на евро внешнеэкономических связей Евросоюза подорвет мировую власть доллара, сделав его одной из региональных валют, и это изменение правил игры в международных экономических отношениях бесповоротно лишит Соединенные Штаты положения «мирового жандарма».
Политическую подоплеку своего решения оплачивать в евро газ с нефтью, судя по опубликованной стратегии усиления европейской валюты, понимают и в Брюсселе. «Недавние вызовы международной системе правил и торговли являются звонком для пробуждения в плане экономического и монетарного суверенитета Европейского союза», — заявляет Еврокомиссия.
Последним, кто пытался уйти от нефтедолларовой зависимости и вернуть своей стране «экономический и монетарный суверенитет», был ливийский лидер Муаммар Каддафи. Эти попытки закончились для него черенком от лопаты в заднем проходе.
Едва ли брюссельские лидеры допускают для себя возможность подобной участи, однако они не могут не понимать, как высоки ставки в игре на отказ от доллара. Тем интереснее, что они вопреки собственному желанию сохранить статус-кво в международных делах и вопреки американским Вооруженным силам в Европе идут вслед за Россией по пути разрушения гегемонии доллара, а с ней и всего американского однополярного мира.