Литва оспорит штраф Еврокомиссии за разобранную железную дорогу в Латвию. Глава «Литовской железной дороги» меж тем признал, что Латвия является конкурентом Литвы в борьбе за транзит: «балтийское единство» — это прекрасно, но в борьбе с конкурентами все средства хороши. Судебные тяжбы с портами Латвии и «Латвийской железной дорогой», требования восстановить железнодорожные пути и выплатить назначенный Еврокомиссией штраф, дальнейшая борьба за транзит — всё это может привести к конфликту Литвы с последним из четырех ее соседей, с которым до недавнего времени еще сохранялись нормальные отношения.
После многолетнего разбирательства Еврокомиссия обязала Литву выплатить штраф в 28 миллионов евро за разобранную железную дорогу, ведущую от Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода в Латвию. Действия литовского железнодорожного монополиста Lietuvos gelezinkeliai, разобравшего рельсы под предлогом ремонта и вынудившего поляков — собственников завода экспортировать продукцию НПЗ исключительно через Клайпедский порт, были признаны Брюсселем недобросовестной конкуренцией.
Сразу после объявления вердикта Еврокомиссии в Вильнюс прилетела комиссар ЕС по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер, призвавшая литовское руководство выйти из неприятной ситуации, восстановив железную дорогу. Литовская сторона попыталась было начать огрызаться и говорить, что последнее обоснование необходимости ремонта было отправлено в Брюссель еще в марте, а Еврокомиссия, если она такая принципиальная, пусть потребует компенсации от «Газпрома» за его «энергетическую монополию», но, устрашенная взбучкой еврокомиссара, быстро присмирела.
Президент Литвы Даля Грибаускайте после переговоров с еврокомиссаром по конкуренции заявила, что восстановление железнодорожных путей до латвийской станции Реньге «наверное, неизбежно», а штраф можно будет уменьшить разве что через суд.
По свойственной ей привычке Грибаускайте попыталась переложить всю вину за политический конфуз Литвы на правительство. «К сожалению, мы видим, что и это правительство не спешит искать решений, но они понадобятся. Отрицать, пытаться избежать, что делало прежнее правительство, пытаться лгать публично, что всё в порядке, что работа ведется и всё будет хорошо, — мы больше не можем использовать такой метод», — заявила г‑жа президент.
Однако после отъезда грозного еврокомиссара руководство Литвы быстро собралось с силами и перешло в контрнаступление.
Глава «Литовской железной дороги» Мантас Бартушка объявил, что Литва будет обжаловать в суде решение Еврокомиссии оштрафовать государственного монополиста на 28 миллионов евро: Lietuvos gelezinkeliai рассчитывает с помощью судебного разбирательства как минимум уменьшить сумму штрафа и защитить репутацию предприятия.
«Мы тщательно проанализировали решение, и у нас нет никаких сомнений, что мы обжалуем решение ЕК. У нас есть два месяца на подготовку и выработку окончательной стратегии, какие аргументы использовать. Для нас важно, что у нас хорошие отношения с Orlen (польской нефтеперерабатывающей компанией, которой принадлежит Мажейкяйский НПЗ — прим. RuBaltic.Ru), мы продолжаем обсуждать, как разрешить эту ситуацию, потому что грузы Orlen для нас очень важны», — сказал Бартушка.
Гендиректор Lietuvos gelezinkeliai подсчитал, что тяжба с Еврокомиссией может обойтись компании в полмиллиона долларов.
Это копейки по сравнению с тем, что предстоит заплатить, если литовская сторона полностью и безоговорочно признает свою вину.
Во-первых, штраф в 28 миллионов евро.
Во-вторых, восстановление железной дороги в Латвию, на которое придется потратить около 20 миллионов евро. (И ради чего? Ради того, чтобы транзит потек из Клайпеды к конкурентам?!)
В-третьих, на основании решения Еврокомиссии Латвия может предъявить Литве иски о возмещении ущерба. Судя по словам Бартушки, в Вильнюсе уже ожидают исков от «Латвийской железной дороги» и Рижского свободного порта.
Рассуждая о вероятных исках со стороны латышей, глава «Литовской железной дороги» предложил не обманывать себя разговорами о союзнических отношениях братских балтийских народов и честно признать, что Латвия и Литва являются конкурентами в борьбе за транзит.
«Стоит понять, что латыши — и братья, и конкуренты. Они могут назвать разные суммы, мы слышали гипотетически большие [суммы], но если нет оснований, то цена их искам — ноль. Говорить с латышами мы планируем в ближайшее время. Помогут ли эти встречи, будет видно, но для нас важно иметь партнерские, хорошие отношения не только с Orlen, но и с коллегами-латышами», — сообщил Мантас Бартушка.
Эти слова выдают острый конфликт литовских транспортников с северными соседями. Если конфликт с поляками удалось разрешить, снизив тарифы на транзит нефтепродуктов по литовским железным дорогам, то конфликт с латышами как раз эта сделка сделала необратимым: в Латвии окончательно убедились, что железную дорогу из Мажейкяя разобрали не ради ремонта, а чтобы лишить «Латвийскую железную дорогу» и порты грузопотока.
Это же косвенно подтвердил и глава Lietuvos gelezinkeliai, признав в латышах конкурентов. А в конкуренции, как известно, любые средства хороши. Во всяком случае, для Литвы. Другим ее соседям это было известно и раньше: Литва десятилетиями «задирала» тарифы на грузоперевозки в Калининградскую область, чтобы белорусские грузы шли исключительно в Клайпеду, а не в Калининградский морской порт. Но оказалось, что от недобросовестной конкуренции Вильнюса не спасает и «балтийское единство» латышей и литовцев.
Сейчас Литва готова сделать всё, чтобы не платить денег ни Брюсселю, ни латвийским компаниям, а также не восстанавливать железную дорогу.
Руководство Lietuvos gelezinkeliai обещало в ближайшее время приступить к восстановлению разобранного почти десять лет назад участка ж/д путей протяженностью 19 км из Мажейкяя в Реньге, однако, судя по намерению судиться с Еврокомиссией и готовности к тяжбам от латвийских компаний, это обещание останется невыполненным.
К судебной тяжбе по штрафу тоже, по всей видимости, готовятся всерьез. «Не имеющее аналогов и беспрецедентное событие, когда дело рассматривается 9 лет. Есть четкие возможности уменьшения этой суммы или даже ее отмены», — заявил генеральный директор «Литовской железной дороги».
Затяжное выяснение отношений из-за денег и транзита рискует поссорить Литву с последним из четырех ее соседей, с которым до недавнего времени сохранялись более или менее дружественные отношения.
С Россией, Беларусью и Польшей Вильнюсу терять давно уже нечего, но с Латвией отношения развивались для склочного литовского руководства ненормально хорошо. Судебные тяжбы с латвийскими портами и Latvijas dzelzceļš, требования восстановить железную дорогу и заплатить штраф эту «нездоровую» ситуацию исправят.
Слово за слово дойдет и до обвинений Латвии в сотрудничестве с «Газпромом» вместо покупки продукции клайпедского СПГ-терминала, и до требований к Риге присоединиться к борьбе литовского руководства против Островецкой АЭС и пойти на обострение отношений с Беларусью, и до инсинуаций о связях латвийского руководства с Кремлем.
Переругаться с четвертым из четырех соседей — это будет достойное завершение деятельности Дали Грибаускайте на посту президента Литвы!