Проект железной дороги, призванный соединить станы Балтии с Западной Европой, уперся в Польшу. Для продолжения реализации Rail Baltica необходимо реконструировать железную дорогу от Белостока до границы с Литвой. Однако официальная Варшава вовсе не спешит инвестировать средства в проект, экономическая целесообразность которого для Польши весьма сомнительна.
При этом Варшава смогла выделить 16 млрд евро на реализацию «Национальной программы железных дорог до 2023 года». В рамках программы правительство Польши планирует внедрить европейскую систему управления движением на железной дороге, повысить пропускную способность путей, улучшить техническое состояние приоритетных маршрутов. Rail Baltica же в число приоритетов официальной Варшавы не попал, пополнив ряды резервных проектов: среди 146 позиций списка он занял 144 место. Это означает, что строительство линии, необходимой для продолжения реализации проекта, отложено в долгий ящик.
Идея железной дороги, которая соединила бы Латвию, Эстонию, Литву и Восточную Польшу со странами Западной Европы давно вынашивалась в среде прибалтийских элит. Идеологическое обоснование потребности в таком проекте следующее: железнодорожное полотно прибалтийских республик унаследовало имперскую колею (1520 мм), тогда как колея в других государствах Европы имеет ширину 1435 мм. Таким образом, Латвия Литва и Эстония представляли собой своеобразный транспортный остров, закрытый от других европейских стран, но связанный при этом с агрессивным восточным соседом.
Поэтому еще в далеком 2001 году главами министерств сообщения стран Балтии был подписан договор о создании магистрали Берлин — Познань — Варшава — Каунас — Рига — Таллин с «демократической евроколеёй». После этого в течение 10 лет проект стоял на месте и лишь изредка упоминался в прессе.
Импульс для развития Rail Baltica получил в 2011 году, когда эксперт Еврокомиссии Джеймс Понд сообщил
Для правящих в странах Прибалтики экономический смысл Rail Baltica вполне понятен. Строительство железнодорожной магистрали означает создание новых рабочих мест в Латвии, Эстонии и Литве, дополнительную загрузку производства, да и просто «освоение» европейский денег. Кроме того, «прибалтийским сестрам», являющимся содержанками
Основные грузопотоки, идущие по территории Прибалтики, направляются из России или в Россию.
Движутся они по железной дороге с «русской» широкой колеей, перешивать которую никто не собирается. Так, например, 95% грузов, которые обслуживают порты Латвии, приходят с Востока — из России, Белоруссии, Казахстана и других стран СНГ. В ту же Польшу по железной дороге попадает лишь 0,7 млн тонн грузов, хотя объем товаров, ввозимых только автотранспортом, составляет 15 млн тонн. Поэтому тот незначительный грузопоток, который имеется между Прибалтикой и ЕС, никак не может оправдать создание второй железнодорожной системы, требующей отдельного депо, создания особых стандартов, а также дополнительных средств на обслуживание.
Пассажирские перевозки с Rail Baltica и вовсе невозможны без дотаций. Стоимость железнодорожных билетов на новой магистрали будет существенно выше, чем на междугородние автобусы, курсирующие в аналогичных направлениях, что не скрывает и глава проекта Индрек Сирп. Кроме того, сокращающееся население Прибалтики само по себе не способно обеспечить ту минимальную загрузку, при которой проект был бы окупаемым: в течение года на поезде Вильнюс-Варшава ездит порядка 10 тыс. человек, тогда как на автомобилях литовско-польскую границу пересекают 3 млн человек.
«Понятно, что окупиться этот проект не может, поскольку на этом направлении нет грузов. Нужно серьезно взвесить, если ли смысл тратить 1,2 миллиарда на одну остановку для поезда в Риге», — оценивал Rail Baltica экс-министр сообщения Латвии Улдис Аугулис. И если элиты Прибалтики остались глухи к подобным оценкам, то Варшава смогла осознать все издержки строительства железной дороги. Именно поэтому процедура согласования реконструкции железнодорожной линии в Белостоке с экологическими требованиями настойчиво тормозится начиная с 2010 года. Пока на польской стороне никто ничего строить не собирается.