«Балтийское единство» обернулось «алкогольной войной» Латвии с Эстонией
Алексей Ильяшевич
Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш обвиняет Эстонию в развязывании акцизной войны и настаивает на том, что его страна должна нанести ответный удар. По словам главы правительства, Таллин нарушил двустороннее соглашение. Миф о «балтийском единстве» трещит по швам: власти соседних республик не могут поделить не только транзитные потоки и финансирование из еврофондов, но и кошельки любителей спиртного.
О планах правительства Эстонии понизить ставку акциза на крепкие и слабоалкогольные напитки стало известно в прошлом месяце. Подобный шаг можно рассматривать как сворачивание антиалкогольной кампании. По крайней мере, в том виде, в каком Таллин проводил ее с 2015 года, когда начал постепенно повышать акциз.
Задумка была простая: чем дороже стоит спиртное, тем меньше эстонцы будут его покупать. Но власти республики не учли, что в соседней Латвии приобрести бутылку можно намного дешевле. Ехать недолго, границы как таковой нет.
Так в Прибалтике появилась целая индустрия — алкотуризм.
Латвийцы научились на нем зарабатывать. Эстонские власти, напротив, долгое время смотрели, как деньги их пьющих сограждан уплывают за границу. Если верить Союзу производителей и импортеров алкоголя Эстонии, из-за непродуманной акцизной политики бюджет страны уже лишился 20 миллионов евро.
Удешевление спиртных напитков должно исправить ситуацию. Впрочем, эстонские политики отреагировали на это по-разному. Министр финансов Мартин Хельме считает, что понижение акцизов позволит «взять под контроль приграничную торговлю в Южной Эстонии» и, следовательно, проводить самостоятельную политику в области здравоохранения. По его прогнозам, потребление алкоголя вырастет незначительно — до 5%.
Вице-канцлер Министерства социальных дел Марис Йессе, напротив, прогнозирует существенный рост потребления.
Мнения разнятся, но едва ли у кого-то есть сомнение, что выравнивание цен на алкоголь в соседних Прибалтийских республиках сведет на нет приграничную торговлю.
Латвию это не устраивает.
Кстати, недовольны не только латвийцы. В Финском союзе производителей продуктов питания призвали власти немедленно ответить на понижение акцизов в Эстонии, иначе ввезенные оттуда алкогольные напитки могут заполонить местный рынок.
Власти отреагировали спокойно. Специалист Департамента здоровья и благополучия Финляндии Томас Карлссон подчеркнул, что импорт спиртного из Эстонии в последнее время сократился, поэтому нет причин делать резкие телодвижения. Поживем — увидим.
А вот в Латвии решили не медлить. Здесь сразу поняли, что снижение потока «алкотуристов» ударит по бюджету и приведет к закрытию приграничных супермаркетов, в которые целенаправленно едут эстонцы.
Сумму убытков при этом оценивают по-разному. Председатель правления Латвийской ассоциации алкогольной отрасли Павел Филипов говорит о падении доходов госбюджета на 25 миллионов евро. Куда более пессимистично настроен председатель правления Валкской краевой думы Вентс Армандс Крауклис: он прогнозирует убытки в 100 миллионов ежегодно.
Неудивительно, что до принятия соответствующего закона латвийские политики пытались вразумить соседей. Министр финансов Янис Рейрс прямо заявил, что в ответ тоже нужно снизить акцизы на алкоголь. В Союзе алкогольной промышленности Латвии его идею поддержали и даже предоставили соответствующие расчеты: если снизить акциз на 25%, то можно сохранить три четверти приграничной торговли с Эстонией и нарастить приграничную торговлю с Литвой. Тогда убытки будут небольшими.
Но тут уже стоит забеспокоиться литовским властям. А не угодят ли они в ту же ловушку, в какую угодили эстонцы?
Кариньш до поры до времени держался спокойно и доброжелательно. Говорил, что правительство пока не рассматривает вопрос снижения акцизного налога. Потом состоялось заседание Совета стран Балтийского моря, в рамках которого министры иностранных дел Эстонии и Латвии Урмас Рейнсалу и Эдгар Ринкевич обсудили тему алкоголя. Вывод был таков: Минфинам соседних стран следует проводить консультации по вопросу изменения акцизов.
Но эстонский парламент (Рийгикогу) не обратил на это внимание. 13 июня законопроект о снижении акцизного налога был принят в заключительном чтении, а уже с 1 июля поправки вступают в силу. По расчетам Минфина Эстонии, который с латвийцами, видимо, так и не проконсультировался, объем приграничной торговли теперь должен снизиться на 80%.
И тут Остапа (то есть Кариньша) понесло! Таллин нарушил двусторонние договоренности, Таллин начал войну, Таллину нужно дать жесткий ответ. А ответ может быть только один — принять аналогичное решение. По словам Кариньша, вопрос снижения акциза парламент может рассмотреть в августе.
Прибалтийские любители спиртного будут аплодировать стоя. Оно и понятно: в Эстонии алкоголь дешевеет, в Латвии — тоже дешевеет!
Может, и Литва подключится? В Сейме уже выражали беспокойство, что соседи снижают акцизы.
Остается простор и для дальнейшего удешевления алкогольных напитков. Предположим, Латвии в значительной мере удалось удержать приграничную торговлю. Что сделает Эстония? Правильно, продолжит снижать акцизы.
О проблеме алкоголизма, которая актуальна для всех трех Прибалтийских республик, придется забыть. Хотя разве это проблема? Пьянство приносит госбюджету солидные доходы. Вопрос только в том, бюджету какой именно страны.
Миф о «балтийском единстве» давно доказал свою несостоятельность.
Литва, Латвия и Эстония не находят взаимопонимания даже там, где их интересы должны совпадать.
Все три республики боролись за «энергетическую независимость» от Россия, но в итоге перессорились из-за СПГ-терминала и не могут договориться о создании единого рынка газа (Литва в этом процессе пока не участвует).
Все были заинтересованы построить железную дорогу Rail Baltica, но из-за постоянных склок проект столкнулся с угрозой потери финансирования.
Наконец, власти всех трех республик декларируют необходимость борьбы с алкоголизмом. Но когда Эстония начинает бороться, Латвия решает на этой борьбе немного подзаработать.
Ситуация комична еще и потому, что раньше «прибалтийские сестры» хотя бы ссорились по серьезным поводам — не могли поделить атомную станцию, СПГ-терминал, железную дорогу, транзитные потоки, акваторию Балтийского моря. А сегодня Латвия и Эстония не могут поделить кошельки алкоголиков.
Голод не тетка.
Когда на горизонте маячит перспектива лишиться подачек из еврофондов, страны Балтии готовы биться за каждый евро.Если так пойдет и дальше, то вскоре предметом спора станет не только алкоголь, но и остающаяся после его употребления стеклотара…