В Прибалтике растут цены из-за «энергетической независимости» от России
Александр Носович
Цена на электричество в Литве и Латвии за прошлый месяц выросла на 9%, в Эстонии — на 5%. Причинами подорожания оказались неблагоприятные погодные условия и низкая пропускная способность электросетей, соединяющих Прибалтику с энергосистемой Евросоюза. То есть колебание цен стало следствием политики «энергетической независимости», которая состоит в переходе на возобновляемые источники энергии и выходе из энергокольца с Россией.
Литовский независимый поставщик энергии Electrum Lietuva сообщает, что в Эстонии в прошлом месяце электричество подорожало на 5% — его цена выросла до 42,18 евро за мегаватт-час. Еще больше цены подскочили в Латвии и Литве: там цены выросли до 43,5 евро за мегаватт-час, что на 9% больше по сравнению с мартом.
Подорожание было вызвано низкой пропускной способностью электросмычек, соединяющих Прибалтику с Евросоюзом, и перебоями при производстве энергии, поставляемой в страны Балтии из Скандинавии.
Потребление электроэнергии в Прибалтике в прошлом месяце снизилось на 11%, однако сокращение потребностей в электричестве вместо логично следующего снижения привело к росту цен, потому что электросмычки Estlink 1 и Estlink 2, которые соединяют Эстонию, Латвию и Литву с Финляндией, работали неэффективно.
«Изменение цен на электроэнергию в апреле произошло в основном из-за сухой и теплой погоды, что привело к снижению уровня воды в водохранилищах гидроэлектростанций в северных странах. Во второй весенний месяц цены на электроэнергию на рынке также формировались под влиянием колебаний цен на сырье и сокращения производства электроэнергии на ветряных электростанциях», — говорит директор компании Elektrum Lietuva Мартинас Гига.
Получается, скачок цен вызвали те причины, которые составляют политику «обретения энергетической независимости» стран Балтии и проведения.
Все десятилетия проведения эта политика сводится к тому, чтобы отказаться от традиционных, самых простых по доставке, дешевых и надежных источников получения энергии из России и перейти на некую альтернативу, которая непременно представляется более современной, престижной, модной и вообще соответствующей сделанному Прибалтикой выбору в пользу евроатлантической интеграции.
Поскольку выбор альтернативы определяют не рациональные соображения, а психологические комплексы, «энергетическая независимость» ложится тяжелым бременем на прибалтийские экономики.
Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис так и назвал построенный во имя «энергетической независимости» СПГ-терминал Independence: «бремя для литовских налогоплательщиков». Деньги СПГ-терминал жрет, а прибыли не приносит.
Если бы вместо закрытой Игналинской АЭС («совковой» и «энергетически зависимой») все же была построена Висагинская АЭС («прогрессивная» и «энергетически независимая»), Литве, Латвии и Эстонии пришлось бы потратить на нее пятую часть своих бюджетов. Собственно, поэтому она и не была построена.
Различные нетрадиционные источники энергии («ветряки», солнечные батареи и прочая «зеленая энергетика», а также прокладывание электрокабелей по дну Балтийского моря) также имеют на выходе подорожание электричества.
Рост цен происходит из-за снижения надежности энергоснабжения: чем больше перепадов напряжения, аварий электрокабелей и прочих внештатных ситуаций, тем большие суммы значатся в счетах за электроэнергию для предприятий и домохозяйств.
Нынешний скачок цен этим и вызван. Из-за нетипично жаркой для апреля погоды скандинавские ГЭС работали с перебоями, а «ветряки» не справились и не сработали с необходимой мощностью.
И не будут справляться. Возобновляемые источники энергии ненадежны по определению, поскольку слишком зависимы от погодных условий. Их работа всегда будет происходить неровно, поэтому для бесперебойного энергообеспечения нужен постоянный надежный источник энергоснабжения.
Таким источником для Прибалтики всегда было энергокольцо БРЭЛЛ (Беларусь — Россия — Эстония — Латвия — Литва), из которого страны Балтии теперь выходят во имя все той же «энергетической независимости». В том числе поэтому энергоэксперты предрекают странам Балтии непрерывный рост цен до 2025 года, когда завершится выход из БРЭЛЛ: строительство новой инфраструктуры требует денег.
Однако ничто не оградит Литву, Латвию и Эстонию от дальнейшего подорожания тарифов и после 2025 года. Грозит повториться история с литовским газовым терминалом: новая инфраструктура окажется невыгодной и не окупит затрат на свое строительство.
Уже сейчас первые введенные в эксплуатацию элементы альтернативной БРЭЛЛ электросети с завидным постоянством выходят из строя, что моментально отражается на тарифах.
Электрокабель Nord Balt, проходящий по дну Балтийского моря и обеспечивающий энергосмычку Прибалтики со Скандинавией, ломается в среднем раз в месяц. В 2016 году Nord Balt отключался 10 раз. Из-за его регулярных поломок десятки тысяч потребителей энергии в Литве постоянно сидят без света.
Теперь вот пропускная способность двух других энергосмычек со Скандинавией — Estlink 1 и Estlink 2 — оказалась слишком низкой, чтобы обеспечить энергопотребности стран Балтии в тот момент, когда в них возникла необходимость.
Означает ли это, что в Прибалтике поостерегутся рвать все энергетические связи с Россией и Беларусью и хотя бы частично останутся в БРЭЛЛ, чтобы гарантировать себе надежные резервные мощности на случай погодных аномалий и других внештатных ситуаций? Нет. Выйдут вопреки здравому смыслу, который, как известно, является «агентом Кремля».
Как уже было сказано, любые рациональные соображения в энергетической политике Литвы, Латвии и Эстонии вторичны. Главное — показать «козью морду» Москве.
В Вильнюсе, Риге и Таллине искренне думают, что выход стран Балтии из энергокольца БРЭЛЛ Россию очень обидит и расстроит — затем и выходят.
Хотя для России этот процесс интересен разве что как бесплатный аттракцион. Всегда приятно отвлечься на время от своих дел, передохнуть и посмеяться, глядя на то, как прибалты во имя обретения от тебя «энергетической независимости» сидят без света, жгут лучину и приписывают новые нули в платежках за электричество.