Экономика Экономика

Возможно ли сотрудничество Латвии и Белоруссии в сфере китайского транзита?

В пятницу 16 сентября в гостинице Radisson Blu Daugava в Риге прошёл очередной Латвийско-белорусский бизнес-форум, целью которого является содействие экономическому сотрудничеству и налаживанию бизнес-контактов между предпринимателями двух стран.

Организаторами Форума, прошедшего в седьмой раз, выступили Общество содействия латвийско-белорусским экономическим связям (LBESVB), посольство Белоруссии в Латвии, а также Латвийское агентство инвестиций и развития (LIAA), директор которого Андрис Озолс подчеркнул, что в мероприятии принимают участие 186 латвийских компаний. В то же время со стороны Белоруссии в состав делегации вошли представители 72 различных государственных структур, бизнес-организаций и предприятий, что показывает готовность предпринимателей к совместным двухсторонним проектам.

Открыл Форум государственный секретарь Министерства экономики Латвии Юрис Стинка, указавший в своём выступлении, что Белоруссия является для Латвии четвёртым по значимости (по объёму товарного оборота) внешнеторговым партнёром вне ЕС. Причём, по его словам, сотрудничество между латвийскими и белорусскими предпринимателями постоянно растёт. Похожего мнения придерживался также замминистра экономики Белоруссии Юрий Чеботарь, отметивший, что правительство республики уделяет большое значение развитию конкретных плодотворных отношений именно с Латвией, особенно по расширению взаимовыгодного экономического сотрудничества. 

«Взаимодействие наших стран имеет давнюю историю, Латвия традиционно входит в десятку важнейших торговых партнёров и инвесторов в Беларусь», – заявил он.

В рамках первого пленарного заседания руководитель представительства Латвийского агентства инвестиций и развития в Белоруссии, а также советник Министерства экономики Латвии по торгово-экономическим вопросам Георгий Воевода рассказал о перспективах развития латвийско-белорусских отношений в сфере экономического и инвестиционного сотрудничества. По его словам, сейчас наблюдается тенденция к падению товарооборота между двумя странами, и главной задачей Форума он видит поиск путей, направленных на преодоление этой ситуации.

Данную мысль продолжил председатель Совета Латвийской ассоциации логистики Нормундс Круминьш, заявивший, что для увеличения сотрудничества между Латвией и Белоруссией «не надо изобретать велосипед, а нужно его только собрать». Поясняя свой тезис, он указал, что при экспорте продукции в Евросоюз ввозная пошлина составляет более 14%, а если тот же продукт поставлять в разобранном виде, то пошлина на комплектующие части будет всего лишь 4%. 

Тем самым, по его мнению, если белорусские товары собирать в Латвии, а потом поставлять их на европейский рынок, то в выигрыше окажутся обе стороны.

Как раз о качестве белорусских товаров рассказала директор Национального агентства инвестиций и приватизации Наталья Никандрова, пояснив, что мало кто может представить, насколько высокотехнологично и современно может быть производство в этой стране. По её словам, рентгеновские системы, используемые в амстердамском аэропорту Схипхол, ручное оборудование для определения уровня радиации, которым пользуются сотрудники пограничной службы США, или окна в лондонском аэропорту Хитроу – всё это произведено белорусскими компаниями. Исходя из этого, Белоруссии действительно есть что поставить на рынок Евросоюза, и для Латвии сотрудничество с ней может быть весьма плодотворным. По словам Н.Никандровой, «главным активом для Белоруссии являются наши люди, благодаря которым белорусская экономика получила возможность развиваться на базе новых технологий и научных разработок». Латвия могла бы взять на вооружение этот тезис, учитывая, что из-за эмиграции многие латвийцы работают в крупных компаниях и исследовательских институтах, находящихся за рубежом, развивая экономику других стран.

Латвия и Белоруссия имеют общую границу, на которой есть два автодорожных и один железнодорожный пограничный переход, поэтому и доставка товаров из одной страны в другую не должна являться большой проблемой. 

Как отметил председатель Ассоциации международных экспедиторов и логистики «БАМЭ» Николай Горбель, «Латвия является одним из крупнейших транзитных коридоров для белорусского экспорта в третьи страны». 

Исходя из этого ясно, что сотрудничество двух стран в этой сфере имеет большой потенциал, который необходимо развивать к обоюдному успеху обеих сторон.

Вообще о перспективах и проблемах развития рынка транспортно-логистических услуг плодотворно говорили на соответствующем панельном заседании. Так, например, Александр Евсюк, первый заместитель начальника службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности Белорусской железной дороги, рассказал о совместном латвийско-белорусском проекте – контейнерном поезде «ЗУБР», курсирующем по маршруту Таллин – Одесса. Проект позволяет соединить порты Балтийского и Чёрного морей. Однако, как отметил А. Евсюк, «Эстония сейчас уже практически ничего не возит». В свою очередь, для развития проекта, по его мнению, необходимо использовать терминал Колядичи в Минске, так называемый «сухой» порт, с учётом перевоза китайских внешнеторговых грузов. По его словам, «уже сейчас эти грузы на 95% перевозятся через порты Латвии, и данная ниша очень перспективна, так как объёмы грузов при наличии Китайско-белорусского индустриального парка “Великий камень” будут лишь возрастать».

Действительно, о возможном сотрудничестве между Латвией, Белоруссией и Китаем в сфере транзитных перевозок говорили многие выступающие, однако профессор Института транспорта и связи Латвии Игорь Кабашкин предостерёг присутствующих от излишнего оптимизма. 

По его мнению, Китай рассматривает несколько возможностей доставки своих грузов в Европу, и, кроме минского направления, есть ещё пакистанский порт Гвадар, куда Китай планирует построить прямую железную дорогу из города Каши, что является «альтернативой нашему коридору». 

Поэтому, как резюмировал профессор Кабашкин, «китайцы ждут, какой проект быстрее сработает. Они, как прагматичные люди, не ставят на что-то одно, а пытаются достичь многого в рамках тех возможностей, которые им будут предоставлены».

Кроме того, судя по выступлениям на мероприятии, следует принять во внимание ещё один фактор, который можно легко увидеть, взглянув на географическую карту: между Китаем и Латвией находится большая Россия, которую Китай всегда принимает в расчёт, ведь латвийские порты для него недостижимы без российской железной дороги. Тем самым китайский транзит, на который так рассчитывает Латвия, возможен лишь при хороших отношениях с Россией. И, учитывая уровень отношений между двумя странами сегодня, вовсе не факт, что китайские грузы обязательно пойдут через Латвию. Поэтому Минск, развивая транзитное сотрудничество с Китаем, возможно, будет вынужден искать более сговорчивого партнёра. Благо выбрать есть из кого.