Экономика Экономика

Польша откажется от контракта с «Газпромом»: почему за это будет платить Украина

Польская государственная нефтегазовая компания PGNiG официально уведомила «Газпром» о намерении не продлевать Ямальский контракт, действие которого заканчивается в конце 2022 года. По мнению польских властей, заменить продукцию «Газпрома» должны сжиженный природный газ (СПГ) и поставки из Норвегии по строящемуся трубопроводу Baltic Pipe. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, блефует ли Варшава, и обнаружил, что даже в случае отказа от Ямальского контракта российский газ из Польши никуда не денется, причем компенсировать полякам возросшие издержки на энергетику будет… Украина.

О намерениях отказаться от продукции «Газпрома» польские чиновники говорят давно. В прошлом месяце внимание прессы привлекло заявление уполномоченного правительства по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петра Наимского, который повторил старую мантру: продлевать контакт с Россией потомки гордых шляхтичей не собираются. Как только он истечет, недостающие объемы компенсируют поставки СПГ из США и Катара, а также мощности газопровода Baltic Pipe.

Теперь Варшава перешла от слов к делу.

15 ноября PGNiG направила в ПАО «Газпром» и ООО «Газпром экспорт» декларацию о расторжении с 31 декабря 2022 года так называемого Ямальского контракта, по которому Польша ежегодно получает 10 миллиардов кубометров газа ежегодно.

По условиям соглашения, уведомлять о прекращении сотрудничества контрагента нужно за три года; этим правом и воспользовалась польская нефтегазовая компания.

Президент правления PGNiG Петр Возняк уверяет соотечественников, что беспокоиться не о чем: «Мы заключили долгосрочные контракты на поставку СПГ и покупку природного газа с норвежского континентального шельфа; в сочетании с деятельностью газотранспортного оператора по расширению системы газопроводов это позволяет нам отказаться от Ямальского контракта в первоначально установленные сроки».

О перспективах, которые открываются перед Польшей после ввода в эксплуатацию Baltic Pipe, аналитический портал RuBaltic.Ru писал неоднократно. Проектная мощность газопровода составляет 10 миллиардов кубометров, то есть в теории он может полностью заменить российскую трубу. На практике картина выглядит несколько иначе.

По оптимистичным прогнозам Нефтяного директората Норвегии, добыча газа в стране незначительно снизится к 2030 году.

Некоторые эксперты полагают, что снижение будет более стремительным. В любом случае, расти добыча точно не будет.

Перспективы разработки 20 лицензионных участков шельфа Норвегии, в которых имеет долю компания PGNiG Upstream Norway, остаются туманными. Это значит, что загрузить Baltic Pipe можно только тем газом, который предназначается другим европейским потребителям. Проще говоря, его нужно перекупить: заплатить больше, чем предложит, к примеру, Германия.

Немцы в этом случае нарастят импорт трубопроводного топлива из России — перехватят те самые объемы, от которых откажется Польша. «Газпром» в этом случае не пострадает.

Впрочем, эта схема может споткнуться о долгосрочные контракты, по которым норвежский газ поставляют в Европу.

Даже если Польша будет готова купить его по завышенным ценам, поставщики не смогут нарушить контрактные обязательства.

Что тогда? Остается «палочка-выручалочка» в виде СПГ-терминала в Свиноуйсьце. Его мощность составляет 5 миллиардов кубов, после анонсированного расширения она вырастет в полтора раза. Добавим к этому планы по строительству второго терминала под Гданьском. Наличие инфраструктуры для приема больших объемов СПГ будет гарантировать, что в случае разрыва контракта с «Газпромом» Польша без газа не останется.

Но здесь снова возникает вопрос цены.

Похоже, только в воспаленном сознании Петра Возняка заокеанский СПГ стоит на 20–30% дешевле, чем трубопроводное топливо из России.

Даже его польские коллеги эту глупость не повторяют. Кроме того, сам Возняк говорит о «расширении системы газопроводов» как о необходимом условии отказа от Ямальского контракта.

В ближайшие три года Польше придется потратить огромные деньги, чтобы подготовиться к «энергетической революции». И пусть этот термин не покажется претенциозным: более 60% потребностей страны в импорте газа покрывает именно «Газпром».

Строить дорогостоящую инфраструктуру, чтобы покупать дорогостоящий американский СПГ — такова логика польской «энергетической независимости».

Логика настолько ущербная, что многие эксперты до сих пор сомневаются в решимости Варшавы отказаться от российского газа. Уместнее говорить о попытке поднять ставки, укрепить свои переговорные позиции и выторговать у «Газпрома» более выгодные условия — и на поставки газа, и на его транзит в Европу (Петр Наимский ранее говорил, что от транзита его страна получает мизерные доходы).

Впрочем, даже полный отказ от Ямальского контракта не будет означать, что польский газовый рынок для РФ потерян. Во-первых, на него вполне может зайти российский СПГ. В соседней стране так и произошло: терминал в Клайпеде — главный символ «энергетической независимости» Литвы — плачет от унижения, но закупает сжиженный природный газ «Новатэка».

Будет весьма символично, если Ямальский контракт Варшава променяет на… продукцию «Ямал СПГ»!

Во-вторых, ничего не мешает польскому руководству прикупать недостающие объемы газа на европейском рынке — например, из Чехии и Германии. Такую схему обрисовал специалист по Польше и Восточной Европе берлинского Фонда науки и политики (SWP) Кай-Олаф Ланг.

А какой газ можно приобрести в Германии, учитывая, что она является крупнейшим зарубежным импортером продукции «Газпрома»? Но это вопрос не принципиальный. Хоть за норвежский, хоть за российский газ в этом случае придется переплачивать посредникам.

Часть средств теоретически можно «отбить» на поставках газа на Украину.

В команде Зеленского рассчитывают на помощь своих западных соседей, если с соседом восточным не удастся договориться о заключении нового транзитного контракта. Но если транзит газа через Украину прекратится, тогда и схема виртуального реверса (когда российский газ поставлялся Украине под видом европейского) тоже накроется медным тазом — придется реально искать альтернативные источники «голубого топлива».

Где их искать, как не в Польше, у которой вскоре будут и Baltic Pipe, и два СПГ-терминала, и возможность прикупать российский газ в соседних странах?
В общем, топливо, за которое будет переплачивать Польша, Украине обойдется еще дороже. Получится эдакая многоуровневая система «энергетической независимости». Бестолковая, но красивая.
Статья доступна на других языках:
Читайте также
18 ноября 2019
Главный покупатель продукции СПГ-терминала в Клайпеде, литовский концерн Achema, подает на Литву в Европейский суд справедливости.
15 ноября 2019
Бундестаг принял закон, который позволит Германии обойти газовую директиву ЕС и загружать газопровод «Северный поток — 2» на полную мощность.
15 ноября 2019
Польская компания PGNiG отказалась продлевать истекающий в 2022 году контракт с «Газпромом» на покупку газа. Варшава намерена заменить российский газ контрактами на СПГ, а также поставками сырья с норвежского шельфа.
15 ноября 2019
Литовская «дочка» российской энергетической компании «Интер РАО» — Inter RAO Lietuva — за девять месяцев 2019 года получила 14,2 млн евро консолидированной чистой прибыли, улучшив прошлогодний показатель на 77,5%.