В условиях сокращения и старения населения в странах Балтии единственным способом наполнить пенсионные фонды становится рост налогов. К этому выводы уже пришли прибалтийские экономисты и международные аналитики, и теперь их прогнозы начинают сбываться: под видом налоговой реформы политики предлагают повышение прямых и косвенных налоговых сборов.
В Сейме Литвы прошли слушания по предлагаемой правительством реформе налоговой системы. Представлявший проект реформы премьер-министр Саулюс Сквернялис начал с того, что в Литве чрезмерно высокие налоги с заработных плат, зато слишком маленькие налоги на жилье. Поэтому нужно снижать налогообложение рабочей силы и увеличивать налогообложение недвижимости.
Помимо расширения базы налога на недвижимость, правительство предлагает повышать акцизы. В его планах увеличить акцизы на табачные изделия (сигары, сигареты, сигариллы) и ввести акцизный сбор на жидкость для электронных сигарет, в состав которых входит никотин.
Кроме того, будет пересмотрен сбор налога с доходов физических лиц.
Шкала налогообложения станет прогрессивной, и минимальная ставка подоходного налога вырастет с 15% до 21%.
Глава представительства Еврокомиссии в Литве Арнольдас Пранцкявичюс в ответном слове после выступления премьер-министра сказал, что Литва собирает слишком мало налогов, связанных с окружающей средой и недвижимостью. Эта «недоработка» литовского правительства дает возможность расширить налогооблагаемую базу.
Помимо этого, Литва, по мнению представителя Еврокомиссии, могла бы увеличить налог на добавленную стоимость, поскольку разница между собираемым НДС и НДС, который можно собрать, — одна из самых больших в Европе.
Проще говоря, вся суть предложений правительства Литвы сводится к росту налогов, который для успокоения населения называют «налоговой реформой», «оптимизацией» и другими красивыми и непонятными терминами.
Из того же обсуждения «реформы» в Сейме Литвы становится понятно, почему увеличение налогов необходимо и неизбежно. Литовские политики обсуждают налоговую систему в связке с пенсионной. Из-за эмиграции и старения населения сокращается фонд заработных плат, а из-за этого сокращается пенсионный фонд, ведь пенсии формируются из налогов с заработных плат экономически активного населения.
Литовское экономически активное население «вкалывает» всё больше в Англии и Ирландии — от этого в конечном счете образуется дефицит пенсионного фонда. Литовские власти давно признали существование этой проблемы. В 2016 году Министерство социальной защиты и труда Литовской Республики объявило, что исходя из демографического прогноза для Литвы на ближайшие полтора-два десятилетия с 2020 года литовские пенсии, вероятно, будут составлять не более 24% от средней зарплаты в стране. По мере дальнейшего сокращения населения их размер относительно средней зарплаты будет всё более сокращаться.
Проблема характерна не для одной Литвы, а для всех трех стран Балтии, поскольку демографические процессы в них идут одинаковые. По прогнозам демографов, к 2040 году доля недееспособного пожилого населения в Эстонии составит 40%, в Латвии — 43%, в Литве — 42%.
Прибалтийские республики превратятся в богадельни, которые не смогут в таком статусе существовать: их экономика не выдержит такой социальной нагрузки, как выплата пенсий в условиях, когда на одного пенсионера приходится один работающий.
О том, что единственный выход из создавшейся ситуации — повышение налогов для еще не уехавшего трудоспособного населения, давно говорят прибалтийские экономисты и международные аналитики.
Два года назад информационное агентство LETA, британская исследовательская компания Oxford Research и латвийская компания Firmas.lv опубликовали совместное исследование системы налогообложения в Латвии. Их главный вывод: из-за катастрофического сокращения населения налоги в Латвии будут постоянно расти.
При взгляде на демографическую ситуацию в стране становится ясно, почему повышение налогов неизбежно. Количество жителей, то есть нынешних и будущих налогоплательщиков, продолжает сокращаться. Тем не менее для поддержания страны с ее инфраструктурой, дорогами, школами, больницами и т. д. финансирование должно не сокращаться пропорционально численности населения, а увеличиваться, чтобы компенсировать инфляцию и удовлетворить растущий спрос на качественные государственные услуги, пишут аналитики Oxford Research.
Такой же вывод можно сделать и для Литвы с Эстонией: демографическая ситуация у них та же, что в Латвии.
Собственно, жизнь уже подтвердила прогноз британских аналитиков. Провозглашенные премьер-министром Литвы Сквернялисом структурные реформы — это и есть повышение налогов, призванное залатать финансовые дыры пенсионного обеспечения.
Только для того, чтобы подсластить литовцам пилюлю, правительство представляет рост подоходного налога минимум на 6%, повышение акцизов и налогообложение недвижимости как прогрессивные меры, которые сделают литовскую экономику более конкурентоспособной, улучшат экономическое реноме Литвы в мире и будут давать каждому отдельному литовцу в месяц на несколько десятков евро зарплаты больше, чем он получает сейчас.
Короче, очередная прибалтийская «история успеха».
Такие же «истории успеха» в виде увеличения налогов ради покрытия пенсионного дефицита неизбежно ждут и Эстонию с Латвией.
Более того, однократным повышением налогов дело не ограничится.
Рост налогов и численность населения будут находиться в обратно пропорциональной зависимости: чем меньше в Прибалтике будет работоспособного населения, тем больше будут расти налоги.
Эта зависимость работает и в обратном направлении: чем больше будут расти налоги, тем меньше в Прибалтике будет работоспособного населения. Потому что это население, к гадалке не ходи, предпочтет эмиграцию непосильной налоговой нагрузке, которая неизбежна при жизни в странах, в которых половину жителей составляют социальные иждивенцы.
Вырваться из этого замкнутого круга можно, только если остановить катастрофическую прибалтийскую депопуляцию. Депопуляцию можно остановить, только если прекратить эмиграцию.
А эмиграцию можно прекратить, только если в корне пересмотреть модель развития балтийских стран, которой с 1991 года следовали Литва, Латвия и Эстония.
Способен ли политический класс Прибалтики признать, что «балтийский путь» оказался тупиковым и привел их страны к угрозе системного кризиса и исчезновения? Риторический вопрос. Не способен.
Прибалтийские политики скорее вовсе отменят институт пенсий по старости, чем признают, что их страны не являются образцами успешного развития. И это не преувеличение. Министр труда и социальной защиты Литвы Линас Кукурайтис уже заявил, что одним из источников получения пенсий могут быть частные пенсионные фонды, в которых люди будут копить на старость самостоятельно. «У наших жителей достаточно средств, чтобы часть их отложить на будущее», — уверен в финансовых возможностях литовцев Кукурайтис.
Следующий шаг по этой дороге — оставить частные пенсионные фонды единственным источником пенсионного обеспечения. Пусть люди сами платят себе пенсию из накопленного, а государство им ничего не должно.
Под эту «пенсионную реформу» (как обычно, очень прогрессивную и делающую экономику более конкурентоспособной) нужно только подвести подходящую идеологическую базу.
Например, сказать, что пенсии из государственного бюджета — это «совок» и «наследие оккупации», которое современные, европейские и прогрессивные страны Балтии обязаны преодолеть.
Так появится еще одна «история успеха».